Софи Лорен, Марина Влади и советские актёры блистают на выставке "Игорь Кошельков. Звёзды оттепели"

Музей Москвы показал уникальную экспозицию популярного советского фотокорреспондента, собрать которую помог случай
Софи Лорен, Марина Влади и советские актёры блистают на выставке "Игорь Кошельков. Звёзды оттепели"
Елена Купцова.
Игорь Кошельков любил портретную съёмку: ему важно было передать взгляд, эмоции своих героев.

Этой выставки могло не быть: одна из бывших сотрудниц Музея истории ГУЛАГа заглянула в гости к Екатерине Кошельковой совсем по другому поводу. Увидев на стенах эффектные фотопортреты Софи Лорен, Марины Влади, Алексея Баталова, пришла в восторг. 

– Знакомая у меня спросила, откуда эти снимки, и я рассказала, что мой папа был фотографом. Она тут же предложила организовать выставку. Это было неожиданно, – делится Екатерина. 

Её отец работал в агентстве "Фотохроника ТАСС", газетах "Правда", "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", "Медицинской газете". Для экспозиции набралось порядка 180 фотографий. 

– Я подумала: папа много снимал Москву, известных людей – не только актёров, но и политиков, космонавтов. К тому же 60-е дарят людям светлые воспоминания, положительные эмоции. Так что экспозиция стала большим событием для москвичей и, конечно, для нашей семьи.

Фото Игоря Кошелькова произвели настоящий фурор в так называемую хрущёвскую оттепель. Он много снимал в столице. Самые интересные работы сделал во время Четвёртого Московского международного кинофестиваля в 1965 году, где и запечатлел многих известных актёров. 

Я родилась, когда папе было уже 55 лет, – говорит Екатерина. – Он был заместителем главного редактора "Медицинской газеты". Фотографировал уже тогда, конечно, меньше – и не только потому, что у него был ряд других обязанностей. У него сильно упало зрение, и всё же он продолжал снимать!

Портрет Софи Лорен попал на афишу выставки.
Елена Купцова.
Портрет Софи Лорен попал на афишу выставки.

Кошельков сделал множество снимков актрисы Марины Влади. Екатерина вспомнила одну из историй: 

– Папа работал на кинофестивале, а я тогда была маленькая, но помню, как он в один из вечеров пришёл домой с горящими глазами и сказал, что танцевал с самой Мариной Влади! Я тогда не знала, конечно, кто это, но помню его воодушевление. 

На открытии выставки посетители наслаждались фотопортретами известных актёров.
Елена Купцова
На открытии выставки посетители наслаждались фотопортретами известных актёров.

По словам Екатерины, отец дружил со своим коллегой – известным фотолетописцем столицы Николаем Рахмановым. У них даже было фото совместного авторства, где один выстроил композицию, а другой снял.

– Это тогда было новым, но шестидесятники отличались от всех остальных нестандартным подходом к привычным вещам.

Екатерина размышляет о том, переживал ли её отец из-за того, что не стал популярным, ведь снимал он много, но так и остался "рабочей лошадкой": 

– Папа, безусловно, знал о своём таланте. Он не стремился "пробиться", как говорили раньше. Не думаю, что он страдал из-за отсутствия всенародной славы, которой нередко ждут многие творческие люди. Он просто жил и работал, занимался любимым делом.

Три вопроса о выставке куратору Людмиле Лейбишкис

Людмила Лейбишкис отметила, что у Игоря Кошелькова  живые по композиции фотографии.
Елена Купцова
Людмила Лейбишкис отметила, что у Игоря Кошелькова живые по композиции фотографии.

В чём особенность этой экспозиции? 

– Фото у Игоря Кошелькова непринуждённо выстроены по композиции, живые, что не было свойственно тому времени. Советская фотография носила пропагандистский характер, и если до оттепели мы видели, к примеру, стандартные фотографии рабочих с гаечными ключами – практически все в одинаковых позах, то здесь – выразительные глаза, герои запечатлены в динамике. Словом, снимки передают дух свободы 60-х. 

 Можно ли, на ваш взгляд, назвать Кошелькова фотохудожником? 

– Ему удалось сохранить баланс между документальной и художественной съёмкой. Он работал в ведущих столичных изданиях, и это было вершиной его профессиональной карьеры, ведь, чтобы туда попасть, нужно было обладать обширными знаниями и умениями. Но рука художника, безусловно, чувствуется: достаточно посмотреть на отснятые им портреты.

 Вы много лет не просто изучаете фотографию, но и занимаетесь ею. Что стало для вас открытием на этой выставке? 

– Когда в кадр попадает самый решающий момент, фото становится шедевром. Один взгляд, поворот головы, объятия, рукопожатие – если всё это запечатлено в моменте, от фото невозможно оторваться. И таких снимков здесь много. Кошелькову удалось показать, что фотография сильно изменилась, и это вместе с тем, что цензура тогда никуда не исчезла. Мастерство художника заключается как раз в том, чтобы правильно передать важный смысл, суть вещей.