Этой выставки могло не быть: одна из бывших сотрудниц Музея истории ГУЛАГа заглянула в гости к Екатерине Кошельковой совсем по другому поводу. Увидев на стенах эффектные фотопортреты Софи Лорен, Марины Влади, Алексея Баталова, пришла в восторг.
– Знакомая у меня спросила, откуда эти снимки, и я рассказала, что мой папа был фотографом. Она тут же предложила организовать выставку. Это было неожиданно, – делится Екатерина.
Её отец работал в агентстве "Фотохроника ТАСС", газетах "Правда", "Вечерняя Москва", "Социалистическая индустрия", "Медицинской газете". Для экспозиции набралось порядка 180 фотографий.
– Я подумала: папа много снимал Москву, известных людей – не только актёров, но и политиков, космонавтов. К тому же 60-е дарят людям светлые воспоминания, положительные эмоции. Так что экспозиция стала большим событием для москвичей и, конечно, для нашей семьи.
Фото Игоря Кошелькова произвели настоящий фурор в так называемую хрущёвскую оттепель. Он много снимал в столице. Самые интересные работы сделал во время Четвёртого Московского международного кинофестиваля в 1965 году, где и запечатлел многих известных актёров.
Я родилась, когда папе было уже 55 лет, – говорит Екатерина. – Он был заместителем главного редактора "Медицинской газеты". Фотографировал уже тогда, конечно, меньше – и не только потому, что у него был ряд других обязанностей. У него сильно упало зрение, и всё же он продолжал снимать!
Кошельков сделал множество снимков актрисы Марины Влади. Екатерина вспомнила одну из историй:
– Папа работал на кинофестивале, а я тогда была маленькая, но помню, как он в один из вечеров пришёл домой с горящими глазами и сказал, что танцевал с самой Мариной Влади! Я тогда не знала, конечно, кто это, но помню его воодушевление.
По словам Екатерины, отец дружил со своим коллегой – известным фотолетописцем столицы Николаем Рахмановым. У них даже было фото совместного авторства, где один выстроил композицию, а другой снял.
– Это тогда было новым, но шестидесятники отличались от всех остальных нестандартным подходом к привычным вещам.
Екатерина размышляет о том, переживал ли её отец из-за того, что не стал популярным, ведь снимал он много, но так и остался "рабочей лошадкой":
– Папа, безусловно, знал о своём таланте. Он не стремился "пробиться", как говорили раньше. Не думаю, что он страдал из-за отсутствия всенародной славы, которой нередко ждут многие творческие люди. Он просто жил и работал, занимался любимым делом.
Три вопроса о выставке куратору Людмиле Лейбишкис
В чём особенность этой экспозиции?
– Фото у Игоря Кошелькова непринуждённо выстроены по композиции, живые, что не было свойственно тому времени. Советская фотография носила пропагандистский характер, и если до оттепели мы видели, к примеру, стандартные фотографии рабочих с гаечными ключами – практически все в одинаковых позах, то здесь – выразительные глаза, герои запечатлены в динамике. Словом, снимки передают дух свободы 60-х.
Можно ли, на ваш взгляд, назвать Кошелькова фотохудожником?
– Ему удалось сохранить баланс между документальной и художественной съёмкой. Он работал в ведущих столичных изданиях, и это было вершиной его профессиональной карьеры, ведь, чтобы туда попасть, нужно было обладать обширными знаниями и умениями. Но рука художника, безусловно, чувствуется: достаточно посмотреть на отснятые им портреты.
Вы много лет не просто изучаете фотографию, но и занимаетесь ею. Что стало для вас открытием на этой выставке?
– Когда в кадр попадает самый решающий момент, фото становится шедевром. Один взгляд, поворот головы, объятия, рукопожатие – если всё это запечатлено в моменте, от фото невозможно оторваться. И таких снимков здесь много. Кошелькову удалось показать, что фотография сильно изменилась, и это вместе с тем, что цензура тогда никуда не исчезла. Мастерство художника заключается как раз в том, чтобы правильно передать важный смысл, суть вещей.