По сообщению мэра в Telegram, благоустройство прилегающих к реке Яузе территорий завершено, а более 20 км набережных привели в порядок. Река является одной из крупнейших в столице, протекает на северо-востоке и центре города, а её длина составляет 48 км. Истоки Яузы находятся в болотах на территории "Лосиного Острова", а устье – у Большого Устьинского моста в центре Москвы.
– В 30-е годы прошлого века значительная часть русла реки была оформлена гранитными набережными. Однако сооружения были лишены многих элементарных удобств для пешеходов: узкие тротуары, слабое освещение и прочее, – пишет мэр. – Теперь же обновленные набережные Яузы вновь украшают архитектурный облик города.
За 2024 год было благоустроено 20 гранитных набережных реки Яузы – от Андроньевской до Устьинской. В числе задач основной является создание комфортного пространства для отдыха горожан и прогулок, в результате чего были расширены тротуары и оптимизирована проезжая часть.
– Комфортнее стало всем: пешеходам, автомобилистам и пассажирам городского транспорта, – отмечено в сообщении Сергея Собянина. – Изменив схемы движения на большей части набережных, мы сумели создать современное общественное пространство. Также значительно увеличили пропускную способность Подгорской и частично Устьинской набережных, организовав двустороннее движение. Позже вдоль набережных Яузы планируем высадить порядка 650 деревьев.
В ходе работ было отремонтировано более 392 тысячи "квадратов" проезжей части и 276 тысяч "квадратов" пешеходных тротуаров; заменено 87 тысяч метров бордюров и более 750 опор наружного освещения и многое другое. Помимо прочего, работы коснулись и восстановления эстетической привлекательности набережных – очищены стены, переложены ступени на лестничных сходах, заменено ограждение.
Общая протяженность береговой линии Москвы-реки в пределах МКАД составляет порядка 200 км. В 2010 году было установлено, что столичные набережные не отвечают современным требованиям доступности и комфорта для жителей города. В то время, как центральные гранитные набережные использовались в основном для передвижения на автотранспорте, они совершенно не годились для нужд пешеходов. Изношенная инфраструктура пешеходных набережных тоже оставляла желать лучшего. Большая часть прибрежных территорий представляла собой обычные неблагоустроенные речные берега.
В 2011 года правительство Москвы утвердило программу комплексного благоустройства набережных Москвы-реки. За прошедшие годы было благоустроено 50 набережных общей протяжённостью порядка 77 км, в их числе – практически все исторические гранитные набережные центральной части столицы. Это 40% береговой линии Москвы-реки, которая полностью соответствует современным стандартам доступности и комфорта. Крымская набережная стала первой благоустроенной набережной, удобной для прогулок и отдыха.
В центре города создан единый пешеходный маршрут от делового центра "Москва-Сити" до Таганской площади, проходящей через несколько набережных, включая Краснопресненскую, Новодевичью, Кремлевскую, Москворецкую и другие. Кроме того, появился еще один — он идет Московского международного дома музыки до Воробьевых гор по Озерковской, Овчинниковской, Крымской, Пушкинской и Андреевской и другим набережным. Общая длина этих маршрутов — более 27 км.
В верхнем течении реки благоустроены исторические парки и пляжи у воды — это "Северное Тушино", "Покровское-Стрешнево", Северный речной вокзал и другие места. В нижнем течении созданы новые зоны отдыха у воды, в том числе парк в районе Капотня, парки 850-летия Москвы, "Братеевская пойма" и другие.
В планах до 2030 года — благоустройство 36 набережных общей протяженностью свыше 80 километров.