Город выделил 34,1 млрд рублей на строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1). Мэр столицы Сергей Собянин подписал соответствующее постановление.
Длина дороги составит 679 км. Добраться из Москвы до Санкт-Петербурга возможно станет в раза быстрее: вместо 4 часов, которые сейчас едут сапсаны, новые поезда домчат пассажиров за 2 часа 15 минут до Северной столицы. Из Зеленограда до Санкт-Петербурга можно добраться за 2 часа.
Высокоскоростная дорога свяжет экономические центры России, где проживают около 40,2 млн человек. А это 27% населения страны.
Построить ВСМ-1 принял решение Президент России Владимир Путин и сообщил об этом в феврале 2024 года в послании Федеральному Собранию.
– Самая сложная задача — строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушева, – сообщил с телеграм-канале мэр столицы Сергей Собянин. – Работы пройдут в условиях плотной застройки без остановки движения поездов.
Важная часть проекта – это реконструкция в Москве 4-х будущих вокзалов ВСМ-1. Первая остановка высокоскоростных поездов – вокзал Зеленоград – Крюково. Там пассажиры будут пересаживаться на поезда с МЦД-3 и бесплатно пересаживаться по всему железнодорожному транспорту Москвы. этот вокзал полностью реконструировали в 2021 – 2023 годах.
Однако, здесь планируется строительство ещё одного вокзального комплекса с двумя платформами и объединить его с существующим вестибюлем МЦД-3. Это будет сделано по принципу “сухие ноги”: переход не предполагает выход на улицу. Через вокзал Зеленоград – Крюково ВСМ-1 будут ездить более 260 тыс жителей Зеленограда и более 1, 1 млн жителей Московской области – из таких городов, как Солнечногорск, Лобня, Химки, Долгопрудный, Красногорск.
Второй вокзал – Петровско-Разумовская. Здесь пересаживаются на МЦД-1, МЦД-3, Люблинско-Дмитровскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии метро, автобусы и электробусы. На вокзале планируют строительство трёх платформ по всей длине с навесами, которые защитят пассажиров от дождя и снегопада. Надземный новый пассажирский вестибюль будет объединён с МЦД-1 пешеходной галереей. Через галерею можно будет пройти от от Дмитровского шоссе до улицы Комдива Орлова.
Римская - это третий вокзал. Отсюда можно пересесть на МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4, Калужско-Рижскую линии метро и БКЛ. Также и на наземный городской транспорт. Здесь будут воссозданы четыре платформы МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Сделают переход через железнодорожные пути между Водопроводным переулком и 2-й Мытищинской улицей.
На сегодняшний момент специалисты разрабатывают проекты и выполняют работы по освобождению от от инженерных коммуникаций территорий, которые расположены в зоне строительства вокзального комплекса ВСМ-1.
Ленинградский – четвёртый вокзал и конечная станция. Он – крайне важная часть одного из крупнейших транспортных хабов "Площадь трёх вокзалов". Пассажиры пересаживаются на МЦД-2 и МЦД-4, Сокольническую и Кольцевую линии метро, вокзалы Ярославский и Казанский, на наземный городской транспорт. На Ленинградском вокзале будут строить новый пассажирский вестибюль и реконструировать существующий вокзальный комплекс. Его взяло в аренду на долгий срок у ОАО "РЖД" Правительство Москвы. Участки территории рядом будут благоустроены.
На всех этих московских вокзалах ВСМ-1 станет возможным сделать пересадки на 14 станций метро, МЦД и на наземный городской транспорт. На участке от Ленинградского вокзала до Алабушева во время строительства движение поездов Октябрьской железной дороги останавливать не будут. Это касается и МЦД-3, пригородного и дальних сообщений, грузовых поездов. Также здесь построят пятый и шестой пути, заново создадут пассажирскую инфраструктуру на станциях Сходня, Фирсановская, Новоподрезково, Химки, Останкино, Ховрино, Подрезково, Молжаниново, Левобережная. Они станут новыми городскими вокзалами в соответствии со стандартами МЦД.
Будут отремонтированы автодорожный путепровод на улице Репина в Химках и возведены шесть мостов через канал им. Москвы, реки Сходню и Лихоборку, а также три — через ручьи. Также построят 5 жд путепроводов: в районе Алабушево, 3-ем Нижнелихоборском проезде, на станции Ховрино, в районе станции Химки и через пути ОЖД в районе остановочного пункта Радищево.
По заказу ОАО “РЖД” строятся мосты через канал им. Москвы и реку Лихоборку, железнодорожные путепроводы на станции Ховрино, в районе остановочного пункта Алабушево и и на пересечении с Большой Академической улицей.
Работы начали вместе с подготовкой к пуску движения по МЦД-3.
Также идёт реконструкция Ленинградского и Дмитровского автодорожных путепроводов по заказу Правительства Москвы.