Снова украли! Влияние краж произведений искусства на их популярность и ценность

Снова украли! Влияние краж произведений искусства на их популярность и ценность
Кражи предметов искусства и акты вандализма вызывают шок, привлекают внимание общественности и делают произведения популярными по всему миру, повышая их стоимость на арт-рынке. Как это работает, рассказывает искусствовед Наталья Лавренова

Знаменитый шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал всемирно известным после его похищения из Лувра 21 августа 1911 года. Это преступление стало одним из самых громких в истории XX века и оказало влияние на популярность картины и её стоимость. О краже писали все газеты мира. Музейная администрация была уволена, границы страны закрыты. Благодаря усилиям полиции картина через 2 года была обнаружена в Италии. Преступника арестовали. Им оказался итальянец Винченцо Перуджа. На суде он заявил о своих патриотических чувствах: о том, что хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. В 1914 году "Мона Лиза" торжественно вернулась на почётное место в Лувре. Но на этом злоключения картины не закончились, на нее было совершено несколько покушений в разные годы и теперь она хранится под пуленепробиваемым стеклом. 

В Эрмитаже хранится картина голландского художника Рембрандта "Даная". После того, как произведение было проткнуто ножом и залито серной кислотой в 1985 году, его стоимость значительно возросла. Реставрация картины заняла целых 12 лет и сейчас она находится под защитой бронированного стекла. "Даная" является одним из самых востребованных произведений Рембрандта, она гораздо дороже картин других художников с тем же сюжетом.

На цену произведения изобразительного искусства влияет также его уникальность. На аукционах покупают не работу автора, а идею. Чем больше нового, интересного и необычного в картине, тем дороже она стоит.
Наталья Лавренова, лектор Российского общества "Знание", искусствовед, педагог всестороннего развития

Например, Василий Кандинский был одним из первых, кто придумал абстракционизм, Казимир Малевич шокировал всех супрематистским шедевром «Черный квадрат», Энди Уорхол разместил консервную банку на холсте, а Дэмиен Хёрст создал калейдоскопические узоры из мёртвых бабочек. За уникальные вещи, которые до этого никто не делал, музеи и коллекционеры готовы платить миллионы.

Исторические события оказывают важное влияние на восприятие и значимость работ в мировом искусстве и добавляют радость коллекционерам от обладания не просто красивым произведением, но и кусочком настоящей истории.