В конце марта американское издание Business Insider сообщило, что в рамках учений военнослужащие США отработали высадку десанта в арктической зоне, мол, посмотрите, какие молодцы. И вот спустя месяц наши соотечественники — космонавт Михаил Корниенко, лётчик-испытатель Александр Лынник и инженер Денис Ефремов — прыгнули с парашютом из стратосферы и приземлились на заданную точку на дрейфующей льдину в Арктике. Как вам такое?
День рекорда совпал с Днём космонавтики. Символично и то, что первый полёт человека в космос состоялся 63 года назад, а космонавту Михаилу Корниенко на момент прыжка было 63 года. Сегодня, 15 апреля, ему исполнилось 64. Почти полтора года из них он провёл в космосе (516 суток и 10 часов).
Лётчики спрыгнули с самолёта Ил-76, провели в свободном падении три минуты и раскрыли парашюты на высоте около 1 км от земли.
— Всё прошло хорошо. Немного поморозили щёки, — поделился с Metro Денис Ефремов. — Прыжок был интересным. Времени свободного падения вполне хватило полюбоваться окрестностями. Здесь невероятно красиво: айсберги из голубого льда, ледяные речки, торосы. И очень тёплый приём на льдине.
Как говорят в авиации, любой полёт начинается ещё на земле, поэтому к такому сложному рекорду готовились не один год.
Во-первых, были сомнения, что Ил-76 может не подняться до нужной высоты. Стратосфера на то и стратосфера, что плотность воздуха там ниже. Тем не менее, изучив оставшиеся документы времён СССР, инженеры предположили, что Ил-76 может намного больше, чем указано в открытом доступе, рассказал в своём блоге руководитель компании-организатора прыжка RuVDS Никита Цаплин.
Во-вторых, во время тестового прыжка выяснилось, что полностью собранное оборудование мешает обзору: кислородная маска задирает очки, а раскрывшийся парашют не даёт посмотреть вниз, учитывая, что лётчик должен заранее выбрать безопасную площадку для приземления и успеть сгруппироваться, чтобы не сломать ноги. Пришлось дорабатывать конфигурацию костюма.
Ещё одной реальной проблемой стали... медведи. Белые мишки интересуются базой. В арктических посёлках и на Шпицбергене даже есть правило: не выходить за пределы периметра без ружья. Но прыгать с заряженными ружьями — так себе идея. В итоге было решено взять маленькие сигнальные охотничьи ракеты.
Прыжок состоялся. Первая часть миссии выполнена. Далее инженер Денис Ефремов должен собрать серверную из оборудования, которое также было десантировано из самолёта. Если всё заработает — у полярников появится полноценная связь с внешним миром. Сейчас никакой связи, кроме спутниковой, здесь нет.