Снежный гусь и другие "фейковые" имена великого писателя Николая Васильевича Гоголя

Снежный гусь и другие "фейковые" имена великого писателя Николая Васильевича Гоголя
Москвовед и журналист Феликс Грозданов рассказывает про тайну имени Николая Васильевича Гоголя

Николай Гоголь прожил с перерывами за границей около десяти лет. А его последним адресом в Москве станет дом графа Алексея Толстого на Никитском бульваре. Писатель поселится тут в конце лета 1851 года. И здесь произойдут самые печальные события – он получит отказ семьи Виельегорских в сватовстве к их дочери, "под влиянием злого духа", как сам потом говорил, сожжет вторую часть "Мертвых душ", а спустя десять дней умрет. 

В 1909 году рядом, на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре, установкой памятника работы скульптора Николая Андреева и архитектора Федора Шехтеля отметят 100-летию со дня рождения Николая Васильевича. А в 1959-м изваяние перенесут во двор того самого бывшего дома графа Толстого. Еще спустя двадцать лет в эти стенах откроется библиотека имени Гоголя.

 Хотя, наверное, мало кто знает, что рожден был великий писатель под другой фамилией. И потом несколько раз ее менял, брал псевдонимы.

Прапрадеда автора "Мертвых душ" звали Яном Яковлевичем. На Полтавщине про его детей так и говорили – мол, Яновские они. Хотя есть версия, что фамилия Яновский образовалась от местности, где жили родственники писателя и где прошло его детство – Яновщины. 

Получив дворянскую грамоту, дед будущего писателя Опанас (Афанасий) Демьянович сменил фамилию "Яновский" на "Гоголь-Яновский". Объяснял он так: "Предки мои фамилией Гоголи, польской нации; прапрадед Андрей Гоголь был полковником могилевским, прадед Прокоп и дед Ян Гоголи были польские шляхтичи". 

И здесь интересно вспомнить, что вообще значит "Гоголь". 

Гоголь – порода диких нырковых уток. На исландском эту птицу называют созвучно – gagl, что переводится как "снежный гусь". Из-за большой головы и короткой при этом шее эта утка по-особому выходит из воды: медленно, с апломбом, задирая клюв.
- Феликс Грозданов, москвовед, журналист.

 Да и по берегу они ходят важно, вперевалочку, выпятив грудь вперед и гордо отодвинув назад голову. О человеке, который любит важничать, самодовольно подняв голову, шествовать, говорят, что он-де "ходит гоголем".

Но вернемся к нашему Николаю Васильевичу. В метрику он был внесен как Николай Яновский. "Месяца марта 19 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай...", - гласит запись в церковной книге. Через 12 лет фамилия будет дополнена и станет двойной - Гоголь-Яновский. Но в юности Николай Васильевич отбросил вторую часть, считая, что ее выдумали, поляки. Так появился известный нам Николай Гоголь.

А когда он начал заниматься литературой, то счел, что и Гоголь ему не очень подходит. В итоге в 20 лет Николай Васильевич взял творческий псевдоним "В. Алов", под которым и издал написанную еще в гимназическую пору романтическую идиллию "Ганц Кюхельгартен". Впрочем, критика разгромила книгу, и молодой автор, скупив почти весь тираж, сжег его в сердцах. 

К Алову литератор больше не вернется. И собирателем повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" станет Рудый Панько. Этот псевдоним возник не на пустом месте – сам Гоголь имел светло-рыжие волосы, а "рудый" значит "рыжий". Панько – отсылка к деду, о котором мы говорили выше. Это уменьшительно-ласкательная форма имени Панас, то есть Афанасий. В "Ревизоре" и в "Мертвых душах" с псевдонимами писатель уже не экспериментировал. 

Ну и напоследок. Напиток из взбитых с сахаром сырых яиц под названием "Гоголь-Моголь" к Николаю Васильевичу отношения не имеет. Считается, что некий певчий могилевской синагоги Гогель именно так мог лечить больное горло. А вот сам Гоголь вместо гоголя-моголя готовил себе поссет – традиционный британский горячий напиток из молока, пряностей и алкоголя.