Вместе со своими творениями они пережили сначала потепление до нуля, а потом – рекордные морозы. Репортёр Metro отправилась выяснить, как спасают ледяные шедевры...
В "Музеоне" впечатляющие барельефы и скульптуры изо льда встречают вас уже на входе. Вот Ломоносов, чуть дальше Пушкин с роскошным учёным котом... После аллеи великих людей высится огромная девятиметровая горка – замок чудес. А за ней скульптуры, посвящённые чудесам России: Эльбрус, Байкал, Петергоф и даже храм Василия Блаженного... С подтаявшим и деформированным шпилем. Погода к искусству не то чтобы равнодушна, но планов своих менять не любит.Сразу после открытия фестиваля температура поднялась до нуля, и, хотя шедевры спасали, укрывая слоями плёнки, многие в итоге всё равно растаяли, их срезали под ноль... Привезли новый лёд – и снова взялись за работу!
– Вот так мы в этом году: из-под дождя да в мороз. Ну ничего, минус 29 уже пережили! – смеётся Александр Михайлов, один из художников-скульпторов фестиваля. Он стоит по пояс залепленный снегом – только что работал электропилой. – Пять дней были плюсовые температуры, всё сползло, структура льда испортилась, поэтому сейчас всё это переделывается и восстанавливается...
Обычно лёд привозят из разных уголков страны, но вот сразу после новогодних праздников найти его оказалось не так-то просто, как говорит мне Александр, пришлось обзвонить пол-России, чтобы его найти. И сейчас работы идут полным ходом.
Таких тяжёлых сезонов давно не припомню, а я уже 20 лет этим занимаюсь. Александр Михайлов, скульптор.
– Пашем и пашем, вы представьте, в декабре почти месяц у нас ушёл на подготовку и создание скульптур, а сейчас нам за зимние каникулы, чтобы люди успели порадоваться, приходится всё это восстанавливать, – делится Александр.
На месте некоторых скульптур сейчас только блоки изо льда. Скульпторы смеются: они такие толстые, красивые, прозрачные (в декабре совсем не такие были), что в крайнем случае можно и так оставить. Но всё-таки уже к пятнице планируют закончить всю крупную работу – скульптуры засияют, и можно будет приехать сюда за роскошными снимками. А что-то по мелочи настоящий художник доделывает до последнего. Ну как Репин, который приходил дорисовывать свои картины в Третьяковку.
Мне тоже захотелось прикоснуться к прекрасному. Мастера-скульпторы, архитекторы-повелители сопромата вручили мне – одухотворённому гуманитарию, – стамеску. – Осторожно, они настолько острые, что ими бриться можно! – предупредил Александр.
Ерунда! Дайте только мне к чему-нибудь приложиться.
Один из скульпторов работает над композицией, посвящённой знаменитой скульптуре «Родина-мать зовёт!». Это, конечно, не совсем то, с чего я хотела начать свой профессиональный путь, но автор шедевра любезно меня приглашает. Работают по направлению сверху вниз, поэтому, чтобы быть полезной, мне приходится забраться на шаткую и в наледи ступеньку. Держа драгоценную стамеску ближе к сердцу, я покоряю свою первую скользкую высоту.
Инструмент и правда очень острый – лёд режется без всякого труда, и с доверенной мне миссией срезать пропущенный мастером бугорок я справляюсь просто отлично. Ну конечно, после того как мне показали, как вообще эту стамеску держать.
Ерунда! Дело мастера боится. Да и мастер сам себя, бывает, побаивается. Зато теперь я тоже немножко скульптор. Чувствую, даже перспективы есть – понравилось!..