В детстве, как и многие до крайности не приземлённые люди, я мечтала летать. Тогда для приближения к заветной цели требовалось взобраться на табуретку, сигануть что есть мочи вверх, а потом с тем же оглушительным рвением бухнуться вниз.
Прошло двадцать лет, и на аэродроме в Конаково я встретилась с человеком, который вселил в меня надежду, что ещё не поздно прибавить себе лётные часы. Он сам впервые сел за штурвал только после сорока лет, а теперь титулованный спортсмен.
Ныне Максим Сотников – первый вице-президент Федерации России по вертолётному спорту, действующий абсолютный чемпион мира, участник 14-го за всю мировую историю экипажа, совершившего кругосветное путешествие на вертолёте. В возрасте, когда ещё позволительно прыгать с табуреток, пилот жил в Звёздном городке.
– Это 60-е годы – полёт Гагарина, полёт Титова, смерть Комарова, всё это через нас прошло. И мы, тогда пацаны первых классов, просили: "Дядя Юра, а прокати на машине". Так что да, летать – мечта, просто мечта детства, – вспоминает Максим – мужчина в лётной форме, седой, с ощутимой, спокойной внутренней силой. Мы договорились, что я могу обращаться к нему по имени.
Свою мечту мой собеседник выдержал как хорошее вино – за штурвал Максим сел около 20 лет назад, уже после того, как ушёл на пенсию: стало больше времени. И сначала учился просто управлять вертолётом, а потом его тренер Сергей Друй открыл ему глаза на спорт. К своим первым шагам чемпион мира пришёл под лозунгом "просто летать неинтересно, давайте соревноваться".
Теперь уже 13 лет экипаж Максима Сотникова и штурмана-оператора Олега Пуоджукаса выступает на мировых соревнованиях. Они многократные абсолютные чемпионы мира.
Я, как человек земной (не приземлённый!), самым впечатляющим сочла вертолётный фристайл – красиво!.. Виражи, круги, петли – вертолёт просто танцует в воздухе. Но Максим попытался спустить меня с небес на землю.
– Фристайл – это дисциплина чемпионата мира, которая не входит в зачёт, а выполняется как дополнительное, пятое упражнение. И фристайл летает небольшое количество людей, обычно с большим опытом полётов, потому что, во-первых, это довольно опасно. А во-вторых, за фристайл вам никто большую золотую медальку не даст, – объясняет пилот.
Но большая золотая медалька не главное. И Максим признаёт: причина, по которой ему нравится фристайл, – адреналин. И на вертолёте, что особенно ценно, пилот проверяет на прочность не столько нервную систему, сколько голову.
– Вертолёт – самый сложный вид транспорта, ты управляешь и двумя руками, и двумя ногами, и голова всё время работает… Телом можно подать вертолёт в сторону, ты постоянно его чувствуешь. И всё это происходит в объёме, не на плоскости, как в машине, – рассказывает мне Максим. – Поэтому любое изменение окружающей обстановки, температура воздуха или ветер будут нюансом, от которого ты не застрахован, и ты всё время должен думать, каждый раз подбирать режимы…
К слову, Максим рассказывает мне профессиональную байку: представьте, пилот самолёта – красивый, высокий, белокурый, он радуется жизни и красивым женщинам. А пилот вертолёта – это вечно смурной, старый мужчина, который постоянно ждёт: то одно откажет, то другое, то третье…
На смурного пессимиста Максим совсем не похож. Скорее наоборот – его слушаешь как искателя приключений, любимца фортуны. Хотя пару раз бывало, что-то происходило – и после ему было просто страшно садиться в кабину. Мой вопрос: а ради чего тогда и как заставить себя вернуться – Максим оставляет без определённого ответа...
Вальс в воздухе лучше, чем на земле
…вместо этого мы выходим на зелёный коротко стриженный газон и направляемся к синему "Робинсону".
Сначала мы летим к Волге, я быстро привыкаю к маленькому вертолёту, который иногда ухватывают порывистые потоки воздуха, и к тому, как подо мной расстилаются верхушки деревьев при повороте. А когда мы возвращаемся на аэродром, с надеждой спрашиваю:
– Мы же можем что-нибудь сделать? Из фристайла?
– Если только вы не испугаетесь… – Максим смотрит на меня с некоторым сомнением.
Не должна. А ещё я специально пропустила обед.
Наши упражнения мы начали с боевого разворота – вертолёт поворачивает на 180 градусов, не прекращая набирать высоту. Душа выскакивает на поворотах, не поспевая за машиной, как и способность мыслить, поддерживать разговор и всё остальное тоже. Ощущения похожи на американские горки, только никакой колеи нет. Ни сверху, ни снизу никакой опоры – повсюду воздух.
Потом мы зависаем носом кверху, так, что я перестаю видеть деревья – только небо – и издаю звук неопределённого эмоционального содержания – смесь восторга с испугом, который не хватило времени до конца испытать.
– Вы в порядке?
Я даже не помню, какой метод выбрала, чтобы сообщить, что всё отлично. И Максим поймал кураж.
– Мы можем вот так зависнуть… А можем и наоборот, хвостом вперёд, – объясняет он мне, параллельно маневрируя на вертолёте. – Вот это ни один ваш самолёт не сделает! – говорит он мне с задором.
А в управлении при этом остаётся сосредоточенным и спокойным. И действительно, ведёт и двумя ногами, и двумя руками.
– А сейчас мы с вами вальсируем… – Максим закруживает вертолёт.
Я смотрю только, как сосны летят куда-то вбок, машина движется, как пара на бальных танцах, – вокруг своей оси и по кругу.
– Вы как, ничего? – снова спрашивает Максим, выходя из манёвра.
– Лучше, чем на земле! – и выдыхаю, и восторгаюсь я. Совершенно искренне. Максим улыбается.
– А можно ещё разок так покружиться, пожалуйста? – прошу я. Что ж, Максим джентльмен.
Когда я выхожу из вертолёта, то просто сияю. И по земле теперь идти неохота – хочется снова лёгкости, невесомости, головокружительного танца.
– Дух захватывает! У вас не захватывает?
– Только если не высплюсь или очень долго этим занимаюсь, – снисходительно улыбается мне пилот.
– А полёты вам по ночам снятся? По мне видно – мне стало понятно вообще всё.
– Ну, – он разводит руками, поднимая глаза. – Я, наверное, уже не в том возрасте, чтобы так эмоционально всё воспринимать. Но перед соревнованиями бывает, да, сон плохой и всё время повторяешь, повторяешь какие-то заученные упражнения…
Когда мои восторги поутихли, мы с Максимом пожали руки, распрощались. И теперь вопросы: "что вас заставляет?", "как преодолеть страх?", "ради чего?" я точно задавать не стану. Я знаю ответ.
- Максим Сотников получил образование физика-ядерщика. Он имеет учёную степень – кандидат физико-математических наук.
- Кругосветное путешествие Максим Сотников совершил в 2017 году, в составе экспедиции из четырёх человек была и жена Максима – Наталья Сотникова. За 57 дней вертолёт Bell 407 пролетел 38 975 км.
- С 2013 года является руководителем Международной академии вертолётного спорта.
- Своими глазами увидеть захватывающий вертолётный фристайл с цветными дымами в исполнении абсолютного чемпиона мира по вертолётному спорту Максима Сотникова можно будет на VI фестивале «Небо: теория и практика», который пройдёт 27 и 28 мая на аэродроме «Чёрное» в Балашихе.