Производство сериалов в России постоянно растёт. По данным бюллетеня "Новости кинопроизводства", если в 2021 году телеканалы и видеосервисы выпустили 733 проекта, то в 2022-м – уже 856. Растёт и производство фильмов, хотя и другими темпами: число запусков полных метров в 2022-м выросло на 20 с небольшим проектов (с 263 до 295 учтённых) по сравнению с 2021 годом.
Эти цифры подтверждаются и показателями отдельных производителей. Так, один из онлайн-кинотеатров сообщил Metro, что с 2021 года выпустил более 60 оригинальных проектов, из которых примерно 2/3 названий – это сериалы.
Даже без цифр понятно, что сериалов стали смотреть больше и говорить о них тоже. В редакции Metro некоторые твёрдо уверены, что российские сериалы намного лучше фильмов. Но не все специалисты киноиндустрии готовы с этим мнением согласиться. Исполнительный продюсер кинокомпании "Русское" Илья Папернов уверен, что впечатление о том, что сериалы лучше, неточное, а подобные разговоры – всего лишь "досужие рассуждения о природе сложных вещей, а кино – это очень сложно".
– И в прокатном кино, и в сериалах есть и оглушительные успехи, и творческие неудачи. Сказать, что и в производстве фильмов, и сериалов есть какая-то откровенная халтура, невозможно, – рассказывает Metro Илья Папернов. – Понятно, что фильмов в год делается меньше, чем сериалов, поэтому любая неудача заметнее. При этом, когда мы говорим о прокатном кино, это всегда шаг в неизведанное: в кино стараются не повторять, искать какие-то новые жанры, формы, идеи. А в сериалах гораздо чаще делают что-то по тем лекалам, которые уже принесли успех.
Не готов согласиться с тем, что российские сериалы лучше фильмов журналист и продюсер, член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Иван Кудрявцев: это "всё равно как сравнивать тёплое с пушистым". Аналитик ставит во главу угла фильмы как лицо кинематографа как такового и называет впечатление о качественном превосходстве сериалов "миражом".
– С появлением платформ наступила золотая эра сериала как большой формы, а кино осталось "собой", – пояснил Metro свою позицию Кудрявцев. – В то же время сериальный бум приводит к кризису перепроизводства, глаз замыливается, а кино остаётся штучным, событийным искусством (или аттракционом), который время от времени нет-нет да и заставит нас выйти из дома. Так что если вам кажется, что лучшие силы ушли в сериалы, то это мираж. Лучшие силы никуда не делись, просто стали делать и сериалы тоже, но каждый мастер мечтает снять Кино, которое впишет его в Историю.
С ними категорически не согласна аналитик одного из крупнейших российских онлайн-кинотеатров Зоя Дьяченко, которая считает, что "отечественные сериалы по сравнению с фильмами действительно находятся где-то в стратосфере". Это, считает она, бросалось в глаза и двадцать лет назад, когда вышли такие сериалы, как "Граница. Таёжный роман", "Остановка по требованию", "Леди бомж", "Бандитский Петербург" и многие другие. По мнению Дьяченко, успешность российских сериалов у зрителя объясняется только одним – смелостью в выборе тем.
– Уже 20 лет назад в российских сериалах не стеснялись поднимать острые социальные, психологические, политические темы, темы здоровья. И с развитием технологий продукт получался всё лучше и лучше, – поясняет Metro Дьяченко. – Думаю, такая смелость в выборе тем объясняется местом "проживания" сериалов: они в основном выходят в онлайн-кинотеатрах, которые контролируют гораздо меньше телевидения и обычных кинотеатров. Фильмы же у нас мало того что больше делаются под федеральный экран (со всеми вытекающими), так ещё и перестали наполняться идейно. Мне кажется, наш кинопродукт всё больше движется в сторону героизации чего-либо (прошлых успехов, людей), вместо того чтобы на простых людях, простых героях отыгрывать важные проблемы.