Слово "лётчик", ракурсную съёмку и моушен-графику придумали советские авангардисты

Искусствовед Екатерина Лаврентьева, сокуратор выставки "Логос: голос конструктивизма" в Центре "Зотов", рассказала Metro об их актуальных и сегодня открытиях
Слово "лётчик", ракурсную съёмку и моушен-графику придумали советские авангардисты
Центр "Зотов"
На выставке "Логос: голос конструктивизма".

Слово "лётчик"

О Велимире Хлебникове мы знаем прежде всего как о поэте-экспериментаторе, одном из изобретателей "заумного языка". Но именно ему принадлежит и авторство слова "лётчик". Авиация стала символом нового века –"аэровек", так назвал это время поэт-футурист Василий Каменский, один из первых русских профессиональных пилотов. Поэтому необходимо было найти достойные обозначения профессии авиатора, придумать оригинальное русское слово. Хлебников, для которого словотворчество было родной стихией, собрал из корня "лёт" и суффикса "чик", с помощью которого образуются существительные, описывающие род деятельности человека, новое слово. 

Василий Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 год.
Государственный архив Пермского края
Василий Каменский на аэроплане Этриха в Варшаве. 1912 год.

Ракурсная съёмка / монтаж / фоторепортаж

Первым фотографом, создавшим ракурсную фотографию, был француз Надар, поднявшийся в гондоле воздушного шара над Парижем. Но знаком нового языка фотографии 1920–1930-х годов ракурсные съёмки сделал Александр Родченко. Съёмка с форсированного ракурса – снизу вверх или сверху вниз – стала визитной карточкой спортпарадов на Красной площади. Особую популярность приобрели кадры, сделанные с крыши Исторического музея. В последние десятилетия такой приём активно применяется видеооператорами при съёмке массовых мероприятий, например, парада в честь Дня Победы. Сегодня это мировая практика, знак профессионализма. Более того, комбинирование различных точек съёмки, показ происходящего будто бы глазами разных людей, тоже заимствованы из эпохи 1920-х. Фоторепортаж Родченко понимал как "сумму взглядов", "обсматривание" объекта со всех возможных ракурсов. Спустя почти столетие этот революционный тогда принцип стал стандартом профессии фоторепортёра.

Александр Родченко. Шуховская башня. 1929 год.
МАММ/МДФ / russiainphoto.ru
Александр Родченко. Шуховская башня. 1929 год.

Движущиеся слова / моушен-графика

Сегодня печатная информация уступает место моушен-графике, движущимся картинкам, словам, тексту. Мы воспринимаем слова в "полёте", они перемещаются по полю экрана, трансформируются на наших глазах. Статичный текст остался только в печатных изданиях. Такое революционное отношение к слову возникло не сейчас, а сложилось на заре раннего кинематографа. Именно тогда слово впервые попадает на экран и перестаёт быть единицей информации, а становится актёром. Текст можно было оживить с помощью покадровой анимации или прикрепляя буквы к движущимся объектам, что и сделал Александр Родченко, создавая динамические титры для кинохроники Дзиги Вертова. На собранные из деревянных брусков конструкции он прикрепил буквы. Одна из конструкций была подвешена за нить и вращалась перед камерой, другая сделана по шарнирному принципу. При изменении конфигурации решётки менялся наклон букв – от прямого начертания до курсива.

Ди­на­ми­че­ские тит­ры для ки­но­хро­ни­ки Дзи­ги Вер­то­ва. В цен­тре шриф­то­вой ком­по­зи­ции рас­по­ло­жен кру­тя­щий­ся диск. 1922 год.
Youtube
Ди­на­ми­че­ские тит­ры для ки­но­хро­ни­ки Дзи­ги Вер­то­ва. В цен­тре шриф­то­вой ком­по­зи­ции рас­по­ло­жен кру­тя­щий­ся диск. 1922 год.

Визуальная формула речи

Среди наиболее популярных рекламных образов середины 1920-х – плакат Александра Родченко "Книги. По всем отраслям знания". Его композиционная схема стала образцом рекламы рубежа ХХ – начала ХХI века и встречается в современной рекламе. Всё благодаря точной визуальной формуле речи, в которую "упакована" реклама Ленгиза. Круг обозначил исходящую точку звука, треугольник, в который вписано слово "книги", – рупор, многократно его усиливающий. Это простая схема громко декламируемого сообщения – в неё легко вписывается любой призыв, а фотография Лили Брик может быть заменена любой другой. Именно в 1920-е сформировался облик рекламного героя – реального человека. Близость этого персонажа к потенциальному потребителю в 1920 годы становятся синонимом качества товара. 

Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знаний. 1925 год.
Александр Родченко
Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знаний. 1925 год.

Конструктивистская вёрстка

Художники-конструктивисты создали современную газетную и журнальную вёрстку – визуально эффектную и одновременно очень рациональную. В 1922 году наиболее радикальный из художников-конструктивистов Алексей Ган стал издавать журнал "Кино-фот". Его отличительной чертой стала строгая и наглядно систематизирующая материал вёрстка. На полосах с расписанием репертуара кинотеатров Ган выстроил таблицу, выделяя неожиданные и короткие слова (например, "что"). Ещё больше для рационализации издательского дела придумала художница Варвара Степанова, которая в 1928–1930-е годы создала макеты около десятка изданий. Однажды ей дали переверстать один из номеров "Комсомольской правды". В итоге оказалось, что в номер могло бы войти ещё 25–30% материалов. Современные газетные и журнальные полосы следуют принципам конструктивистской вёрстки. В длинных заголовках выделяются смысловые акценты, фотографии и текст укладываются в систему ячеек, которая носит название "модульная сетка". 

Кино-фот (№ 1). 1922 год.
Электронекрасовка
Кино-фот (№ 1). 1922 год.