Издалека работы Виктора Тимофеева – это футуристические шедевры из металла, но стоит присмотреться к деталям, как с удивлением начинаешь узнавать самые что ни на есть прозаические предметы. Например, пружину от степлера, душевой шланг или шестерёнку из часового механизма. У мастера ничего не пропадает зря: всё идёт в дело.
Прежде чем заняться скульптурами из лома, творческая натура Виктора искала себя в музыке и археологии, пока наконец не остановилась на фотографии и обожаемом хобби.
– Я посмотрел фильм "Дикий, дикий Запад" и влюбился в этот мир, наполненный металлическими чудовищами, роботами, фантастическим оружием, поездами, – вспоминает Виктор. – Очень захотелось создать что-то подобное, а тут ещё знакомый часовщик предложил забрать сломанные часы и будильники. Они и стали моим первым “материалом”. Сначала я клеил детали, и фигурки получались так себе, но со временем вышел на другой уровень. Поначалу я даже решил, что выдумал новый стиль, но, покопавшись в Интернете, узнал, что такой стиль уже есть. Он называется стимпанк.
Мастер давно уже обходится без клея, сварки и даже паяльника: все работы держатся на креплениях, под которые он высверливает отверстия. Каждая скульптура, уверяет Виктор, разбирается на детали, но вот собрать заново сможет только он – чертежей и схем попросту нет.
– Я не делаю даже предварительных эскизов, не то что чертежей – всё у меня в голове, – говорит Тимофеев.
За 9 лет фотограф создал сотни скульптур – роботы, животные, насекомые, рыбы, даже Дон Кихот вписался в коллекцию. Но если вы уже представили себе забитую до отказа квартиру или мастерскую – вы ошиблись, потому что все работы разлетаются только так, а на заказы выстраивается очередь.
– Однажды я сделал Адама – робота в человеческий рост и весом в 45 кг. На него ушли чуть ли не тысяча кассетных бабин, пылесос, чайник, электросчётчик, компьютерный блок, душевой шланг и офисный стул, – улыбается Виктор. – Пальцы сделал из электронных сигарет, а на суставы рук пригодились крышечки из-под детского питания. Робот был “говорящий”: я встроил в него сенсорный датчик с записью, и как только кто-то приближался, тут же раздавалось: “Здравствуйте, меня зовут Адам”.
Сначала Адам жил в фотомастерской, где очень быстро стал любимцем местной публики. А потом его купил один бизнесмен для своего офиса, чтобы робот приветствовал его партнёров.
Несмотря на востребованность, Виктор не снимает роликов для YouTube и не даёт мастер-классов. Хранит свои секреты, к тому же такое творчество травматично – ни разу не обходится без порезов и проколов рук. Времени на шедевры уходит немало, но мастер с этим не считается. Например, над одним экспонатом – рукой Терминатора с подвижными пальцами – он работал полтора года.
– За это время я стал по-другому относиться к вещам: вижу в них не столько функции, сколько детали, из которых можно сделать глаз, руку или другую часть очередной скульптуры, – делится Виктор. – Иногда даже покупаю новые вещи, чтобы разобрать их на запчасти, хотя в основном, конечно, лом приносят знакомые или я сам что-то нахожу, бывает, даже на улице.
Но при всей своей увлечённости есть предметы, которые Тимофеев расчленять не готов. Например, старинные проигрыватели или фотоаппараты. Этика не позволяет.
– А вообще, я могу разобрать всё, – мечтательно говорит Виктор. – Например, вытащить хорошую пружину из степлера и заменить той, что похуже, – запросто. Степлер и так сгодится, а из хорошей пружинки получится замечательная паучья лапка или что-то ещё.
Посмотреть работы Виктора Тимофеева можно здесь.