МИРЭА, расположенный на проспекте Вернадского, столкнулся с неожиданной проблемой. По итогам очередного семестра оказалось, что отличников и хорошистов, которые учатся на бюджетной основе, стало намного больше, чем планировалось. Каким образом это выяснилось в конце мая, когда летняя сессия ещё даже не началась, – неизвестно.
Проблему с возросшим количеством отличников, получающих повышенную стипендию, в итоге решили радикальным методом – стипендии сократили на четверть. Новость сообщили на сайте университета, однако для большинства студентов это стало неприятной неожиданностью.
Так, например, Алина (имя изменено по просьбе героини) – одна из студенток-отличниц – проснулась утром и увидела, что вместо привычных 5200 рублей на её карту перевели всего 3800. О том, что её стипендию официально "срезали", она узнала из Интернета.
– Уже давно я коплю на одну крупную покупку, поэтому за возможность получать стипендию я хваталась изо всех сил – старалась, училась, сдавала сессию на "отлично". Но вот приходит sms-сообщение, а там другая сумма начислена, в разы меньше. Меня это удивило, ведь уведомлений или объяснений ни на почте, ни где-либо ещё не было, – рассказывает о произошедшем девушка. – Такое решение я не понимаю. Мне кажется, университет должен гордиться тем, что успеваемость стала выше, и стимулировать студентов к дальнейшему улучшению результатов. Но создаётся впечатление, что вуз это не слишком-то и волнует. Другие студенты от этого тоже не в восторге. Остаётся только надеяться, что это временно и скоро всё вернут на свои места.
Другой студент-отличник Антон (имя изменено по просьбе героя) тоже узнал об уменьшении стипендии в сообщении от банка, но отнёсся к этому более равнодушно. Он считает, что размер стипендии не может быть основной мотивацией учиться на одни пятёрки.
– В деканат по этому вопросу я не обращался и не собираюсь. Я получаю повышенную стипендию, а она и до этого сокращения была не такая уж большая, чтобы за неё переживать. Будь она размером с МРОТ, то другой вопрос, но сейчас эта разница в полторы тысячи в любом случае погоды не сделает, – уверен Антон, попутно отмечая, что не заметил, чтобы количество отличников в потоке как-то резко изменилось за последнее время.
Изменения коснулись не только тех, кто учится на бюджете: "платников" тоже ждал сюрприз – цены на обучение в следующем году повышаются. По отзывам студентов с разных направлений, будущий год обойдётся им дороже в среднем на 5–10 тысяч рублей.
Мы задали вопросы пресс-службе университета о том, насколько вырос процент отличников в вузе и что могло повлиять на такой существенный прирост, однако никто не ответил. По мнению Михаила Лобанова, члена профсоюза "Университетская солидарность", такой резкий скачок успеваемости и сокращение стипендии выглядят как минимум странно, хотя "урезать" стипендии вуз имеет право.
– У каждого государственного университета существует стипендиальный фонд, который заполняется из государственного бюджета, распределением которого уже занимается сам вуз. Размер стипендии тоже определяется вузом самостоятельно, поэтому менять его в зависимости от того, насколько полна "университетская казна", он имеет право, – считает эксперт.
Однако Михаил уверен, что подобное сокращение ударит по студентам из малообеспеченных семей, что может сказаться на качестве учёбы:
– На мой взгляд, стипендия не должна быть способом мотивации для того, чтобы учиться, а стать инструментом для того, чтобы поддерживать хотя бы минимальный уровень жизни, давая студентам возможность не отвлекаться на поиски подработок. Но для этого придётся менять всю стипендиальную систему, а это уже совсем другая история.