Скульптуры из шин, которые можно часто встретить во дворах, стали предметом изучения культурологов

Рассказываем, что такое ЖЭК-арт, кто в нём виноват и что делать
Скульптуры из шин, которые можно часто встретить во дворах, стали предметом изучения культурологов
Сергей Дранишников
Знаменитый шинозавр в Хорошёво-Мнёвниках всё-таки был демонтирован из-за обветшания конструкции.

Студентки-культурологи из ВШЭ Оксана Лебедева и Полина Сёмочкина создали экскурсию "От вандализма к искусству" и с тех пор занимаются изучением ЖЭК-арта – тех самых фигурок и украшений из подручных материалов, которые часто можно найти во дворах многоквартирных жилых домов.

– По сути, ЖЭК-арт – это народное творчество на грани с маргинальным уличным искусством, – рассказывает Оксана. – Но для жителей мегаполиса это прежде всего возможность утвердить своё право на пространство двора и показать его индивидуальность.

Считается, что искусство, именуемое ныне ЖЭК-артом, возникло в постсоветском пространстве и, как мы можем наблюдать, в ближайшее время никуда исчезать не собирается. 

– В Москве часто встречается что-то интересное, даже лебедь из покрышек может быть совершенно разным, – рассуждает Оксана. – Повсеместно встречаются и простые объекты: цветы и грибы из пластика, клумбы из необычных материалов.

Бесспорно, ЖЭК-арт – направление довольно специфичное, не все готовы принять творчество соседей в своём дворе. Бывает, что безграничный полёт фантазии одних ограничивается эстетическими взглядами других. Сказочные персонажи из подручных средств часто сделаны довольно неумело, но зато как честно, как экспрессивно!

– Всё-таки, знаете, у нас даже те, кто считает ЖЭК-арт чем-то смешным и нелепым, тем не менее относятся к нему с теплотой. Он такой искренний, – смеётся Оксана, – что люди что-то в нём находят.

Трудно предсказать, как будет развиваться ЖЭК-арт, но сейчас у него есть все предпосылки уйти, например, в экологичное искусство. 

– Изначально у ЖЭК-арта совершенно иные цели, но есть тенденция использовать функционально ненужные материалы, поэтому в будущем он может двигаться в этом направлении, – рассуждает специалист.

И мы не про покрышки – они как раз вредят окружающему пространству. 

Нельзя назвать ЖЭК-арт художественным  направлением.  Есть люди и дворы, некое  народное творчество,  которое преобразует  пространство.
Оксана Лебедева, студентка Высшей школы экономики