Попасть на крышу любого здания в Москве — дело непростое, тем более на крышу Российской государственной библиотеки, соседствующей с Кремлём. Но нам с фотографом всё же удаётся просочиться в гости к реставраторам. Вместе с сотрудником службы безопасности и пресс-службой едем на лифте, проходим несколько коридоров с высоченными потолками и даже...
— Нужно пройти через читальный зал, — объясняет наш проводник Наталья. — Туда в верхней одежде нельзя. Снимите её, пожалуйста.
Молча пройдя сквозь святая святых, накидываем куртки — и перед глазами вырастает долгожданная лестница. Карабкаемся по её тонким заиндевевшим прутьям... Вот мы и на крыше Ленинки! Идёт снег. Кремль как на ладони, слева Воздвиженка, по правую руку — Моховая. Наверное, побывать здесь мечтали многие москвичи, а посчастливилось мне.
Любоваться панорамными видами мешают фанерные "домики". Каждый из них частично размещён на крыше, а частично зависает в воздухе наподобие самодельного балкона. Именно в них и спрятались 22 скульптуры.
— Они появились в самой поздней версии проекта, когда возведение корпусов было на финальной стадии, — рассказывает директор РГБ Вадим Дуда. — Задание на их создание поставили в 1936 году. Скульптуры изготовили в большой спешке и установили уже в 1938 году с большими отступлениями от проектного замысла.
Сейчас почти 100-летние фигуры покрыты трещинами, какие-то куски и вовсе отвалились. Но воодушевлённые скульпторы не теряют надежды. Закрывшись в коробах, обитых стекловатой, они с горящими глазами трудятся в поте лица.
— Эта — одна из самых сложных по состоянию. У неё износ процентов 70, — указывает мне на проблемные места "Студентки" (она же "Библиотекарь") реставратор Евгений. — Роза ветров здесь так проходит, что скульптура вся в трещинах. Да и предыдущая реставрация была сделана слишком грубо — просто цементом обмазали. На данном этапе завершена расчистка, выравниваем пластику. Также мы сделали укрепление — вставили металлические шпильки на эпоксидку.
Попеременно открывая одну кабинку за другой со стороны Моховой, знакомимся с одинокими "Архитектором", "Учеником" и "Колхозницей". Реставраторов нет — служба службой, а обед по расписанию! Поймать пару неголодных получается только со стороны Воздвиженки, где находится ещё 8 гигантов.
Валерия, к которой мы заглянули в первую очередь, закатав рукава рубашки, бережно бьёт молоточком по скарпелю. Вокруг всё покрыто слоем строительной пыли, ощущается влажность. Тишину прерывают сирены от машин и шорохи — это со скульптуры тихонько осыпаются кусочки бетона.
— Скоро она откроет глазки, — приговаривает девушка и успокаивает меня. — Не мёрзну, у нас есть тепловая пушка. Поддерживаем температуру в 15 градусов, чтобы материал схватился. Да и высота не страшна — ведь щёлочек-то нет!
Я не могу удержаться и снова начинаю разглядывать мастерскую снаружи. Замечаю несколько досочек, и кажется, будто конструкция держится только на них! Поверить не могу. Заметив мой немой вопрос, начальник отдела капремонта библиотеки Полина Пентина объясняет:
— "Скворечники" закреплены в кровлю, внутри ещё одно крепление. Мы выходили по несколько человек, всё держалось. И тросы проверяли не раз. Так что все условия созданы. Теперь только одна цель — сохранить оригиналы!
Авторы скульптур точно неизвестны
В первоначальном проекте фигуры не предусматривались — всему виной господствующий в 1920-е годы конструктивизм. Через 10 лет его сменил сталинский ампир, и, по словам директора по эксплуатации, строительству и безопасности РГБ Тимофея Щеголькова, тогда-то гиганты и заняли своё место.
— Чтобы создать их, коллектив авторов поделился на две группы, — рассказывает Щегольков. — Первая состояла из скульпторов Ленинградской академии художеств. Вторая — из московских участников кооператива "Всехудожник".
Эскизы создавали именитые скульпторы: Вера Мухина, Матвей Манизер, Елена Янсон-Манизер, Надежда Крандиевская и Всеволод Лишев, в монографии о котором искусствовед Бойков писал: "Бригада должна была выполнить 3-метровые фигуры с изображением представителей рабочего класса, интеллигенции, женщин-работниц, а также аллегорических фигур, олицетворяющих драму, поэзию, балет". Однако официальное авторство скульптур до сих пор не подтверждено.
Из-за аварийного состояния в 80-х скульптуры решили законсервировать — технологии реставрации железобетона ещё не существовало. Тогда на лица фигур безжалостно надели бетонные маски, которые отодрали только сегодня.
"Скульптурный ряд "Социалистический труд и знание" из трёхметровых фигур – одна из главных визитных карточек здания". СЕРГЕЙ СОБЯНИН, мэр Москвы
Мэр Москвы написал в своём телеграм-канале, что решение проводить реставрацию прямо на месте, не снимая фигуры со здания, приняли в результате рентгеноскопии и осмотра несущего каркаса. Теперь специалисты укрепляют основания, расчищают скульптуры от грязи и снимают старую краску. Всё это нужно, чтобы вернуть фигурам их исторический облик.
3 вопроса о реставрации
Тимофей Щегольков директор по эксплуатации, строительству и безопасности РГБ
1. Почему реставрировать скульптуры решили прямо на крыше?
– Вначале мы разработали проект, по которому фигуры должны были демонтировать и перевезти в мастерские. С них бы сняли размеры, а затем по цифровым моделям сделали бы копии и вернули на крышу. Но нам очень хотелось сохранить историческую часть – первоначальный проект. В тот же момент выяснилось, что любая попытка демонтировать скульптуры приведёт к утрате как минимум одной трети каждой. Поэтому мы придумали иную методику, научную, и не зря! Мы воссоздали авторскую пластику с помощью расчистки и сейчас уже находимся на завершающем этапе реставрации. Надеемся, что сможем увидеть их уже в декабре.
2. Почему скульптуры были сделаны из железобетона?
– В эпоху конструктивизма технология изготовления скульптур из железобетона была основной. Из-за особенностей материала, его долговечности она стала массовой. Такие же стояли в каждом дворе, это было модно и популярно. Поэтому и выбор материала для скульптур на библиотеке был очевиден.
3. Как у скульптур появились названия?
– Из-за того, что большая часть истории создания наших скульптур утрачена, завеса тайны нависла и над названиями. Исторически их не было. Придумывали их исследователи, которые проводили обследование скульптур в 1980-х. И называли по внешнему виду – студентка, девушка с книгой.