Недавно завершилась студенческая экспедиция "Школа мечты". Будущие архитекторы из девяти регионов посетили несколько школ Москвы и Подмосковья: новые, построенные по индивидуальным проектам, и старые – советского образца. Лучшие примеры стали основой архитекторского проекта о том, каким должно быть идеальное школьное пространство.
Настроить эмоциональную связь
Многие из нас учились в школах, ничем не примечательных, однотипных в каждом городе и каждом районе. Ох уж это тёмно-красное здание в спальном районе Питера, с блёклыми зелёными колоннами на сером крыльце. Дорогу к нему я без труда найду и спустя годы жизни в другом городе. Думали мы тогда о том, что внешний вид школы имеет значение? Вряд ли. Мы просто не знали, что он может быть другим: вместо скучных бежевых интерьеров – яркие граффити на стенах, вместо пустых холлов и коридоров, где даже играть нельзя, – стильные зоны для отдыха и творчества. Но станут ли дети лучше, талантливее, смелее в другой обстановке?
Участники экспедиции уверены, что да, по крайней мере, чувствовать себя точно будут гораздо лучше.
– Недостаток старых школ – монотонность и невзрачность. Ребёнок не чувствует эмоциональную связь с этим местом, поэтому некоторые учителя стараются создать дружелюбную и творческую атмосферу своими силами,– сказала Metro начинающий архитектор и студентка МГПУ Анастасия Миллер. – В нашей скучной школе в Сыктывкаре мы обожали уроки русского языка и литературы. Наша учительница развесила по стенам кабинета фотографии, иллюстрации, даже расписание Пушкина в лицее. Она возила нас в разные поездки, потом печатала фотографии из этих поездок и вешала их на коридорных стенах. И ты чувствовал, что здесь и для тебя есть место.
Школьных хулиганов превратить в райтеров
По мнению Анастасии, очень важно создать внутри школы разнообразные пространства для игр, отдыха и самостоятельной работы, где ученик будет чувствовать себя свободно и комфортно. Например, как это сделали в московских школах "Летово", "Снегири", "Новая школа", школах № 547 и № 2070, Wunderpark, а также в начальной школе № 444, на дизайн которой ориентировались студенты, создавая свой проект преобразования одной из старых школ в Подмосковье.
– В новых школах мы нашли немало удачных решений. Площадка для работы с гаджетами с зарядками – отличный вариант адаптации школы к требованиям 21-го века, или вот рекреация, где разрешено бегать – на полу даже есть специальная разметка. А в другой школе в фойе, наоборот, создали уютную зону отдыха, где можно поваляться на пуфах, поболтать, расслабиться, – добавила Анастасия.
Интересную попытку изменить отношение учеников к школе в положительную сторону предпринял учитель рисования в школе № 548 в Царицыно. Чтобы хулиганы перестали разрисовывать туалетные стены, он объявил конкурс на лучшие граффити. Работы победителей поместили в рамки и развесили в этих же туалетах. Так, по мнению архитектора, дети увидели в учителе соучастника и признали школьное пространство и своим тоже. А кто ж захочет портить своё?
Добавить цвета
Второй важный момент– цветовая палитра. Интерьеры большинства школ выполнены в блеклых казённых цветах. Это связано с существующими санитарными правилами, согласно которым только 20% в интерьере – акцентные цвета, а 80% – фоновые.
– Но всегда можно найти лазейки. Использовать разные оттенки не только в покраске стен, но и в мебели, добавлять детали, – считает Анастасия. – На этажах начальной школы уместны яркие цвета, например, белые стены с жёлтыми вставками. А вот ученики средней и старшей школы обидятся, если их этажи ярко раскрасить, так что лучше использовать пастельные оттенки.
Я вспомнила, что в нашей школе в качестве ярких акцентов клеили фотообои, которые, надо признаться, раздражали своей неуместностью. Конечно, оригинальные граффити у подростков вызвали бы куда больше вдохновения.
Побыть учёным и сготовить обед
И наконец, третий момент, на который обратили внимание будущие архитекторы, – наличие лабораторий и специальных классов для практической работы. В новых школах этому уделяют большое внимание: оборудуют компьютерные, столярные, инженерные и даже кулинарные классы. Чем больше практики, тем легче выбрать профессию.
Представьте, что сейчас школьники не разливают йод на партах, где часом ранее писали диктант, не передают “по рядам” полузасохшие листья, на которые надо смотреть в мутноватую лупу, и не приспосабливают под мастерскую один из классов на первом этаже с гордой табличкой “Кабинет труда”.
И всё-таки даже при новых интерьерных и технических возможностях школ роль учителей в них никто не отменял, и самый навороченный интерьер не заменит талантливого и увлечённого преподавателя, который и в чистом поле проведёт интересный урок
Зачастую администрация школы не готова к переменам: "давайте сделаем как было", "раньше всё работало, поэтому и менять не будем", "не надо высовываться", "перекрасим так же". Несмотря на это, появляется всё больше примеров школьных зданий с актуальными свежими решениями. Школа должна быть пространством удивительных открытий и новых встреч, а не скучным местом. Елена Иванова, руководитель магистерских программ "Проектирование и дизайн образовательной среды" МГПУ
Правила идеального школьного пространства: 1. Безопасность. 2. Открытые зоны для творчества и общения. Детям нужны места, где они могут какое-то время побыть без взрослых. 3. Трансформируемость и мобильность. У учителей должна быть возможность проводить уроки в фойе, холле, библиотеке, в школьном музее или на школьной дворовой территории. 4. Стильная и понятная навигация, дружелюбные объявления и информационные стенды.5. Персонализация пространства. Для детей очень важна возможность оставить свой “след” в стенах школы. Одно из интересных решений – выделение места, где каждый ученик может что-то написать или нарисовать. 6. Учёт возрастных особенностей. У начальных, средних и старших классов разные представления о прекрасном. Первые будут рады ярким цветам и мягким модулям, на которых можно поваляться. Подросткам нужна возможность уединения и “присвоения себе пространства”. А старшеклассникам будет комфортнее в коворкингах. Кроме того, у выпускников пользуются популярностью подиумы и пьедесталы, где можно устроить дебаты и батлы.7. Лаборатории и кабинеты для практической работы. Школа должна быть местом новых открытий.