Скоро 1 сентября: как сделать для своего ребёнка идеальную продлёнку

Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя на продлёнке комфортно, он должен до неё дорасти психически
Скоро 1 сентября: как сделать для своего ребёнка идеальную продлёнку
Copyright (c) 2021 Kolabava Nadzeya/Shutterstock.
На продлёнке будет хорошо тем ребятам, которые умеют общаться.

– Сама оставалась на продлёнку регулярно. Мы там и уроки на завтра делали, и погулять успевали. Помню, даже расстраивалась, когда приходила мама и забирала меня с какой-то верхотуры, витой лестницы, которая стояла в школьном дворе. На неё мы забирались, когда в салочки играли, чтобы нас оттуда не достали. А вот Полина моя вообще не рвётся оставаться в школе после уроков. Шумит, мол, забирай меня домой. Так что не знаю, как пойдёт, – жалуется Женя, чья дочь сейчас пойдёт в первый класс творческой школы и после уроков на продлёнке будет заниматься музыкой и балетом. Полина уверена, что в школе её "бросят, чтобы заниматься своими делами". Родители же полагают, что ребёнку нужно общение и дополнительное развитие.

В целом же к продлёнке благосклонно относится подавляющее большинство россиян. Согласно опросу о группах продлённого дня, проведённому Институтом управления образованием РАО, почти каждый второй россиянин оставляет детей на продлёнку. Главные её плюсы очевидны: ребёнок имеет возможность находиться под присмотром педагогов, его расписание упорядочено, часто школы вводят в расписание продлёнки дополнительные занятия. Впрочем, как показало исследование, родители больше всего ценят в продлёнке возможность подготовки к учебным занятиям под присмотром учителей или с целью улучшить общую успеваемость школьника.

– Группа кратковременного пребывания или, иначе говоря, продлёнка – важный, развивающий элемент школьной системы. Конечно, детям она полезна, – говорит социальный психолог, семейный психотерапевт Надежда Батеева. – Но идеальной можно назвать ту продлёнку, которая сочетает выполнение домашних заданий с активными играми и общением. Это помогает детям не только успевать в учёбе, но и развивать социальные навыки, что важно для гармоничного развития. Также она должна учитывать интересы детей и предоставлять возможность выбора занятий: время для чтения, настольные игры, коллективные проекты или творческие занятия. Если баланс нарушается, ничего хорошего из этого не выходит.

– Меня жутко в школе бесило, что надо оставаться после уроков. Народу в три раза меньше, все уже дома, своими делами занимаются, а ты сидишь, уроки делаешь без перерыва. К тому же в начальных классах были только девочки, а я – один мальчик в классе. Меня даже в самых коротких перерывах между домашкой никто в игры не брал. Со временем привык, конечно, но удовольствия в этом было ноль, – делится впечатлениями Денис, который уже успел закончить школу, но воспоминания о продлёнке сохранил навсегда.

А вот Маша с ним не согласна.

– Очень люблю продлёнку, остаюсь с удовольствием уже четвертый год. Там у меня подруги, любимая учительница, – говорит она.

Стоит ли отдавать ребёнка на продлёнку или нет – вопрос индивидуальный, зависящий от множества факторов.

– Как правило, дети, поступающие в начальную школу (6–7 лет), уже достаточно адаптированы к коллективу и могут провести дополнительное время в группе продлённого дня. Но есть и некоторые исключения. Ребёнок не готов к продлёнке, если адаптация к школе ещё не завершилась. Если ему сложно даются задания, учебный процесс вызывает излишнее беспокойство; в школьное и послешкольное время школьник напряжён; если ребёнок эмоционален – легко расстраивается и не может сдержать слёз; не уверен в своих силах, – говорит Надежда Батеева. – Если он плохо воспринимает просьбы, привык нарушать правила, у него слабо развит эмоциональный интеллект и он не умеет выстраивать общение со сверстниками, школьная адаптация может пройти тяжело. Таким детям требуется более внимательное отношение со стороны педагогов и родителей, особенно в первые месяцы учебы. И тогда с продлёнкой тоже стоит подождать.

Важно!
На портале mos.ru в режиме онлайн можно подать заявление на зачисление в группу продлённого дня. Для этого вам потребуются свидетельство о рождении ребёнка и паспорт РФ родителя или законного представителя.

Но даже таких детей можно приучить к продлёнке, просто не сразу.

– Продлёнку следует вводить постепенно, например, на час-два после уроков, раз за разом увеличивая продолжительность. При этом родителям важно наблюдать за эмоциональным состоянием сына или дочери: если они устают, испытывают стресс или становятся тревожными, стоит пересмотреть время пребывания и разобраться в причинах, – говорит Надежда Батеева. – Если ребёнок не ладит с одноклассниками, попробуйте обсудить проблему с учителем, воспитателем или школьным психологом. Если проблемы с социализацией, можно попробовать дать детям дополнительные инструменты. Например, для начала, ещё перед определением в группу продлённого дня, записать их в кружок или секцию, где они смогут научиться общаться со сверстниками.