Казалось бы, где ещё спорить о памятниках, как не в культурной столице России. Вот и недавно установленное изваяние великого русского поэта Александра Блока спровоцировало настоящий скандал.
Первое недоумение возникло у петербуржцев ещё в декабре, когда замотанный в плёнку памятник водрузили на постамент под углом почти 45°. "Почему он падает?" – вопрошали горожане.
В день открытия, увидев четырёхметровую фигуру, нависающую над прохожими, многие петербуржцы испытали настоящий катарсис – высвобождение эмоций в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Блока сравнили с Пизанской башней, "дементором" из саги о Гарри Поттере и даже с постапокалиптической "Алёнкой" из Воронежа. Однако "блоковеды" встали на защиту памятника, отметив, что он перекликается с гнетущей атмосферой поэмы "Двенадцать". Действительно, если перечитать отрывок, всё становится на свои места:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Автор так видит
Metro решило узнать не у дилетантов, а у известных московских скульпторов, как они оценивают работу питерского коллеги.
Салават Щербаков
Самое главное в памятнике не скульптор и его художественные пристрастия, а тот, кому этот памятник возводят. В данном случае это Александр Блок. Сходство должно быть не только психологическим, но и портретным. Не менее важно отразить эпоху серебряного века и революции, передать характер того времени. Иначе получается подобие шахматной фигуры, экзистенциальная скульптура, в плохом смысле этого слова, связанная с мыслью художника о чём угодно, не относящемся к теме.
Люди необразованные, далёкие от искусства, говорят, что нет внешнего сходства. Но памятник и не должен быть похож. Это образ, в котором художник, то есть я, обобщил образ поэта. Евгений Ротанов, скульптор
Если бы скульптура была посвящена конкретному произведению – ещё можно было бы понять. А здесь мы видим персонаж совершенно не блоковский. В поэме "Двенадцать" совсем другой ритм событий. Поймать ту неуловимую стилистику очень сложно. Я бы сказал, что здесь стилистика немного "отсталая". Это искусство, популярное в Европе в 50–60 годах, перебравшееся в Советский Союз. Тогда это было модно. А сейчас было бы модно попасть точно в Блока. Мне сама скульптура нравится, прослеживается и мастерство, и талант. Я вижу, что это действительно профессиональный и сильный скульптор, но Блока мне здесь не хватает. Мимо. Неуместно и неточно. Блок гораздо больше нас всех, поэтому нужно уделять большее внимание его личности. Это привнесённое искусство советского периода – "кокетливое". Тот, кто читал Блока, должен дышать Блоком, его "Незнакомкой" и "Двенадцатью", а здесь дыхание художников-шестидесятников. Но это моё субъективное мнение, я его не навязываю. В любом случае поздравляю коллегу с яркой работой!
Георгий Франгулян
Мне памятник понравился. В нём есть пластика, движение – некая условность художественного звучания, что я всячески приветствую. Евгения Ротанова знаю давно, это очень достойный скульптор, представитель питерской школы. Но у нас всё, что хоть как-то выходит за рамки, готовы критиковать. Я бы, наоборот, отметил индивидуальное видение художника, которое, на мой взгляд, совпадает и с образом Блока. Памятник наполнен смыслом и представляет собой почву для размышлений. Это не стереотипная работа, поэтому и вызывает у некоторых неоднозначные чувства. Я за то, чтобы автор выражал свои чувства в творчестве, этим и интересны художники. Это и отличает искусство от простого ремесла.
Андрей Ковальчук
Это авторское видение Блока. Существует же авторское кино, которое понятно далеко не всем. Авторские фильмы всегда очень неоднозначны, и здесь так же. Я бы не стал так делать, но это не означает, что скульптура плоха, неуместна и так далее. Ротанова я знаю как хорошего, интересного скульптора со своим взглядом на пластику да и на скульптуру вообще. Он отличается от других реалистически-работающих художников. Блока он увидел вот так. И раз его работу поддержали – скульптура же прошла всевозможные согласования, значит, не только он так увидел. Вообще, в последние годы наблюдается очень много разных концепций, и все они имеют место. Любое произведение имеет право на существование, если оно не несёт какого-то негативного подтекста.