Сибирячка восстанавливает чудом уцелевший Ту-104 и называет его котом

15 сентября 1956 года самолёт Ту-104 совершил первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Иркутск – Москва, с дозаправкой в Омске. Мы разыскали девушку из Новосибирска, которая восстанавливает точно такой же самолёт (потратила на это 15 лет!)
Сибирячка восстанавливает чудом уцелевший Ту-104 и называет его котом
Борис Вдовенко / @РИА "Новости"
Первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге Ту-104, 1 сентября 1957 года.

Мария спасает легенду

В 1955 году легендарный авиаконструктор Андрей Туполев создал современный самолёт для дальних перелётов на реактивной тяге. В 1958 году он его доработал и летать стало безопасно.

Самолёт Ту-104А с бортовым номером СССР-42382, который волею судеб нашла Мария, был готов к эксплуатации 29 июня 1958 года, его разработкой занималось КБ Туполева (ныне – АО "Туполев"). 

Ту-104А на аэродороме в Бердск-Центральном.
предоставлено Марией Кармановой
Ту-104А на аэродороме в Бердск-Центральном.

Железная птица летала из аэропорта Внуково, где базировалась, не только по всему Союзу, но и за границу. Побывала в Лондоне, Амстердаме и Копенгагене. 

В новосибирский аэропорт Толмачёво он попал в 1977 году, когда эти самолёты стали выводить из гражданской авиации (на смену пришли более современные Ту-134 и Ту-154). 

Многие Ту-104 в те времена утилизировали на металлолом, а нашему 42382 повезло – его приметил Валерий Рыцарев, выпускник МАИ, который работал в Новосибирском Академгородке, в Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР (ныне СО РАН) и занимался исследованиями в области аэродинамики. 

Для экспериментов ему нужна была летающая лаборатория на базе планёра, летательного аппарата без двигателя. 

Рыцарев решил заполучить Ту-104А в качестве памятника техники и устроить в салоне учебный класс. Он приехал в Москву, обратился в Министерство гражданской авиации. Не с первого раза, но ему все-таки  разрешили перегнать самолёт. Задача оказалось чрезвычайно сложной: на аэродроме Бердск-Центральный недалеко от Новосибирска была грунтовая полоса, рассчитанная максимум на "кукурузники". Посадить столь тяжёлую машину могли лишь пилоты высокой квалификации. И снова повезло: такой экипаж был найден. 

27 июня 1978 года Ту-104А плавно приземлился под Бердском. 

Ту-104А на аэродороме в Бердск-Центральном.
предоставлено Марией Кармановой
Ту-104А на аэродороме в Бердск-Центральном.

Рыцарев создал на аэродроме небольшой музей под открытым небом. Ту-104А стал служить местом обучения подростков, которые мечтали покорять небо. 

После смерти Рыцарева для самолёта наступили тяжёлые времена. В 90-х ветеран гражданской авиации оказался никому не нужным и уязвимым: гнил под открытым небом на заброшенном аэродроме, со сломанными открытыми дверьми и разграбленной кабиной экипажа. Что не своровали, то разбили.  

Любовь с первого взгляда

Мария Карманова, учёный, доктор физико-математических наук из Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН, впервые в жизни полетела на самолёте в начале 2000-х, будучи ещё студенткой третьего курса университета. 

– Всё мне было интересно, я смотрела в иллюминатор Ту-154 и пыталась понять, как такая тяжёлая машина может так красиво летать и мягко приземляться, – улыбается в разговоре с Metro Мария. – Стала изучать авиационную техническую литературу. В общем, влюбилась в эти большие железные птицы. 

О существовании Ту-104А на аэродроме Бердска Мария узнала от знакомых. Небольшой компанией они поехали посмотреть на самолёт. И это была любовь с первого взгляда. 

Первый раз, оказавшись в кабине самолёта, она не смогла сдержать эмоции. Девушка была потрясена красотой и сложностью устройства самолёта-легенды. Но состояние воздушного судна оставляло желать лучшего!

Оборудование для кабины экипажа Марии присылают со всей страны. Состояние кабины в 2024 году.
предоставлено Марией Кармановой
Оборудование для кабины экипажа Марии присылают со всей страны. Состояние кабины в 2024 году.

– Когда я первый раз зашла в самолёт, часть приборов была вырвана, другие вдребезги разбиты, вместо стрелок стояли спички, – вспоминает Мария. – Его состояние меня расстроило. Я посчитала, что этот самолёт, один из наших первых гражданских авиалайнеров, который перевозил тысячи людей на протяжении 20 лет, достоен лучшей жизни. И решила, чего бы мне это ни стоило, его восстановить. 

Мария начала собирать информацию по крупицам. Сначала она обратилась в Новосибирский  авиационно-технический клуб на аэродроме Бердск-Центральный, в поисках людей, которые на этой машине летали. Лётчика удалось найти в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации. Он поделился руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ) и телефоном коллеги – бортмеханика, у которого нашлась и важная техническая литература. 

– РЛЭ и описание спецоборудования Ту-104 – мои первые книги, по которым я начала подробно восстанавливать списки необходимого оборудования, – говорит учёный. – Начала искать в Сети на специализированных форумах. Какие-то детали находила на известных наших и зарубежных сайтах объявлений. Некоторые детали сохранились у планеристов, кое-какое оборудование дарили неравнодушные люди.

Кабина штурмана. Современный вид,
предоставлено Марией Кармановой
Кабина штурмана. Современный вид,

Приборы прибывали в Новосибирск со всех концов России. Детали от самолёта присылали из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Калининграда, Сыктывкара, Южно-Сахалинска. 

Цифра
95
процентов оборудования удалось восстановить Марии и единомышленникам в кабине самолёта за 15 лет работы. Для салона найдено 14 пассажирских кресел. Там предстоит провести новую электропроводку, а дальше – начнут восстанавливать корпус самолёта.

– Штурвал мне подарил коллекционер из Москвы, а крышку для штурвала – сын одного из начальников цехов Внуковского авиаремонтного завода №400, где этот самолёт раньше ремонтировали, – рассказывает Мария. – Параметрический самописец МСРП-12-96, теперь его называют "чёрным ящиком", передали из Подмосковья, из Егорьевского авиационного училища. Энтузиаст из Барнаула недавно привёз радиопередатчик РСБ-70 в практически идеальном состоянии. Раньше к самолёту были прикручены две сварные лестницы каждая по 1,5 тонны, что для него крайне неполезно – давили на конструкцию. Они были демонтированы, и сейчас около аварийного выхода стоит трап. Его подарил аэропорт Толмачёво.

Приборные панели в кабине Мария сама собрала через 5 лет после начала восстановления. В 2020 году ей удалось найти редчайшее оборудование – секстант СП-1М. Это астронавигационное оборудование, установленное в Ту-104А, чтобы он мог при необходимости лететь при помощи астронавигации, то есть ориентироваться по Солнцу, Луне, звёздам, планетам, прямо как древние мореплаватели. 

– Основное астронавигационнное оборудование – это астрокомпас, ДАК-ДБ-5, представляющий целую систему: вычислитель, индикаторы и другие элементы оборудования, – объясняет Мария. – Это оборудование сейчас редкое, потому что практически нигде не используется. Все приборы, которые я достала – работающие или ремонтопригодные. 

Мария в кабине экипажа любимого Ту-104А. За несколько лет проделана огромная работа.
предоставлено Марией Кармановой
Мария в кабине экипажа любимого Ту-104А. За несколько лет проделана огромная работа.

Сегодня Ту-104А находится под охраной ДОСААФ и Марии лично. В команде 10 добровольцев, также влюблённые в самолёт. Сложные работы делают профессиональные авиатехники. Ребята мечтают, чтобы самолёт вновь вернулся в небо.  Это задача максимум, а задача минимум – сделать там музей, чтобы подростки и романтики-взрослые могли прийти и увидеть этот величественный памятник советской авиации. 

Бывали случаи, когда посетители приходили посмотреть на Ту-104А, а затем присоединялись к команде единомышленников.

Ту-104А с боротовым номером CCC-H42-382 в фильме "Коротко лето в горах" (1963 год).
скриншот с youtube-канала "Любимые фильмы"
Ту-104А с боротовым номером CCC-H42-382 в фильме "Коротко лето в горах" (1963 год).

– Конечно, я много прочитала об истории моей "тушки". Когда-то у него была на бортах рыжая полоса, с ней он даже засветился в фильме "Коротко лето в горах", а в 1974 году ему сделали унифицированную окраску – с синей полосой, – говорит Мария. – От моего дома он находится на расстоянии в 40-50 км, и мы встречаемся по выходным, если позволяет погода. Бывает, навещаем его с ребятами вечером после рабочего дня. Все двери закрыты, теперь его никто не потревожит. У меня три кота и кошка, и для меня он как пятый кот. 

Справка 

В СССР всего произвели 205 самолётов Ту-104. Из тех, что уцелели: 10 находятся в России, 3 в Чехии, кабина находится в частном музее в Риге и 3 лайнера были на Украине. Оборудование сохранилось у 4 машин в России: в Музее истории гражданской авиации в Ульяновске, Музее ВВС в Монино (там находится самолёт, который летал с космонавтами на невесомость по параболе), один – на учебном аэродроме СГАУ в Самаре и один – у Марии, на аэродроме Бердск-Центральный.