Знакомая писательница-москвичка творчество Шукшина не любит, считает "слишком простым" и несовременным. Мы с ней часто спорим, и я говорю, что литература должна быть разной, а кино – тем более. На днях решила перечитать его роман "Любавины" и очнулась, лишь когда половина книги была позади! Так увлекли меня истории семьи, где, кстати, автор сделал героями повествования своих родственников. А с одним из них – Иваном Поповым, троюродным братом Шукшина – мы даже общались двадцать лет назад в селе Сростки.
Он приезжал туда каждый год 25 июля – в день рождения брата. Иван Петрович был художником и с собой привёз этюдник, рассказав, что любит делать зарисовки родных мест. Я запомнила его крепким, коренастым и совсем не похожим на знаменитого брата. Речь у него плавная, неторопливая, негромкая, и слушать было приятно. Он провёл меня по деревенским улицам, которые, казалось, не менялись со времён Шукшина.
Внезапно мы оказались у школы, где учился Василий Макарович и которая потом стала его музеем. "В школе Вася носил такую же фамилию, как и я, – говорил Иван Петрович. – Отца репрессировали, и тогда мать Марья Сергеевна дала свою фамилию ему и его сестре Наташе. А Шýкшиным он стал, когда получал паспорт, – именно с ударением на первый слог. Это в Москве его стали называть Шукши́н". Иван Петрович рассказывал, что брат поступил в автомобильный техникум на Алтае. Но математику терпеть не мог и, чтобы проводить на уроках время с пользой, писал там первые рассказы! Творчество всё же перевесило, и Шукшин бросил техникум. Уехал в Москву. Попов не видел его после этого 15 лет и поехал в гости, когда Василий Макарович был студентом ВГИКа.
Я с удивлением смотрел, каким он стал. Одет был как-то забавно: хромовые сапожки, галифе и полувоенный китель с ремнём. Мы после этой встречи уже не расставались. Иван Попов, троюродный брат Шукшина
Спросила, какой фильм Шукшина Иван Петрович вспоминает чаще всего, и оказалось – "Живёт такой парень". Брат включил в состав съёмочной группы Ивана Попова, который перед съёмками помогал выбирать места для будущей картины. Но, как оказалось, этого фильма могло и не быть: «Васе поначалу не давали командировочные, как и группе в 75 человек. Руководство киностудии вообще убеждало, что снимать не надо – "кино может влететь в копеечку". Но Шукшин в этом споре победил. Я стал интересоваться, кого Вася подыскал для главной роли. И когда он сказал, что это будет Лёня Куравлёв, я в изумлении закричал: "Да ты что?! Он же лысый, а там должен быть парень красавец, глаз не оторвать!" Василий говорит: "Погоди. Ты приходи на съёмочную площадку, увидишь его". И действительно передо мной был уже совсем другой человек: парик Куравлёву нашли сногсшибательный, рубашка на нём – изумительная.
Словом, он преобразился чудным образом, и я понял, что он как нельзя лучше подходит на роль главного героя". Вспомнив этот разговор, пересмотрела фильмы Шукшина и в который раз пришла к мысли: его произведения помогают быть лучше – учат слышать других и не бояться быть искренним.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.