Имя на плите
На месте разрушенного кладбища в далёком селе Клочки на севере Алтайского края лежит памятная плита с именами троих священников. Прапраправнук одного из них – Степан Никулин – живёт на северо-западе Москвы и ходит в третий класс. Своего далёкого предка мальчик знает по фотографиям: чёрно-белые снимки хранятся в альбоме с красной бархатной обложкой как самая ценная семейная реликвия. А недавно Стёпа решил выяснить о судьбе Никанора Андреевича Прибыткова (именно так звали его прапрапрадеда) как можно больше и даже снял ролик в его честь. Историю школьника в итоге признали лучшей среди полутора тысяч других.
– Это наш самый дальний предок, о котором мы что-то знаем, на память осталось 15 фотографий его и его семьи – жены, детей, – говорит мама Степана Екатерина Никулина. – Вместе с сыном мы принялись собирать информацию в архивах, и удалось выяснить, что Никанор Андреевич много сделал для своих односельчан.
Боролся с холерой и строил школу
На пожелтевших от времени фотографиях – красивый мужчина в чёрной рясе с умным и пронзительным взглядом. Кроме массивного креста, на его груди – орден, а на следующем снимке – целых два. К сожалению, узнать, за какие заслуги их вручили, уже вряд ли возможно, семья предполагает, что прапрапрадед мог участвовать в Русско-турецкой войне в качестве полкового священника или же ордена были пожалованы за другие заслуги перед Отечеством. А заслуг у Никанора Прибыткова было немало.
– В работе местного историка упоминается, что наш Никанор Андреевич помогал Клочкам справиться с холерой, на свои деньги покупал людям лекарства, – продолжает Екатерина Никулина. – По его инициативе в деревне построили при храме новую школу, к выделенным на строительство средствам он сам добавил 100 рублей – очень большие деньги по тем временам, сам же он в ней и преподавал.
От дочери – к прапраправнуку
Историк Вадим Толстопятов сообщает, что Никанор Прибытков был священнослужителем в деревне Клочки больше 20 лет и умер в 1914 году, задолго до закрытия храма в годы советских репрессий. Последних клочковских священнослужителей расстреляли, а в самом здании храма сделали сначала клуб, а потом амбар. В 50-е его и вовсе разобрали, но спустя полвека на этом же месте построили новый храм.
По словам Никулиных, в семье их предка-священника было 16 детей, в том числе приёмные, и каждому он постарался дать образование. Младшая дочь Лидия, несмотря на преследования церковников со стороны властей, сохранила память об отце в фотографиях и передала её своей внучке, а та – своей дочери. Так драгоценный альбом и оказался в руках восьмилетнего Стёпы.
– Теперь не только фотоальбом, но и проект, в котором собраны интересные факты из жизни моего прапрапрадеда, станут для меня семейной реликвией. И я обязательно передам её своим детям, – уверяет школьник.
Видеоролик Степана о своём прапрапрадеде можно посмотреть здесь.