Шансы номинантов в разговоре с Metro оценил кинокритик Антон Долин

Среди сюрпризов этого года - триумф задумчивого японского артхауса “Сядь за руль моей машины” и датской мультипликационной короткометражки “Побег”
Шансы номинантов в разговоре с Metro оценил кинокритик Антон Долин
UPI
Кадр из фильм “Белфаст”.

Американская киноакадемия объявила список номинантов "Оскара-2022". Трансляция велась в YouTube-канале кинопремии. 

В номинации “Лучший фильм” серьёзным претендентом на победу выглядит собравшая несколько номинаций душещипательная драма “Белфаст” Кеннета Браны о мальчике-ирландце, чья жизнь меняется из-за настоящей гражданской войны, развернувшейся в 1960-х в Ирландии. 

Конкуренцию фильму в престижной номинации составят апокалиптическая сатира “Не смотрите наверх” с Леонардо ДиКаприо, байопик об отце теннисисток Серены и Винус Уильямс “Король Ричард” и мюзикл “Вестсайдская история”. Среди других претендентов в категории - вольная экранизация рассказа Харуки Мураками “Сядь за руль моей машины” и драмеди самого молодого из современных киноклассиков Пола Томаса Андерсона “Лакричная пицца”. 

В эту же категорию попали два фильма женщин-режиссёров: драматический вестерн “Власть пса” Джейн Кэмпион, уже ставший победителем “Золотого глобуса” в номинации лучшего фильма, и музыкальная драма “Coda: Ребёнок глухих родителей” Сиан Хедер. 

Неожиданно в номинацию попал триллер Гильермо дель Торо “Аллея кошмаров”, плохо принятый публикой. Фантастические фильмы, кстати, до сих пор очень редко номинируют на “Оскар”, но эпичная “Дюна” Дени Вильнёва не стала сюрпризом - фильм уже номинировали на “Золотой глобус”, правда, тогда картине дали лишь “утешительный приз” за лучший саундтрек.

В номинации “Лучшая мужская роль” будут бороться Бенедикт Камбербэтч из “Власти пса”, Уилл Смит из “Короля Ричарда” и выступивший серьёзно, как никогда, Дензел Вашингтон, сыгравший титульную роль в “Трагедии Макбета” Джоэла Коэна. 

Из других актёров-мужчин в номинации - Хавьер Бардем за байопик “В роли Рикардо” и самый молодой из претендентов Эндрю Гарфилд за музыкальный байопик “Тик-так... БУМ!”, основанный на одноимённом мюзикле Джонатана Ларсона.

В женской номинации за лучшие главные роли - Джессика Честейн за байопик о знаменитой телевангелистке “Глаза Тэмми Фэй”и Оливия Колман за эмоциональную драму “Незнакомая дочь”. За роль в драме Педро Альмодовара “Параллельные матери” Пенелопа Крус уже стала победительницей Венецианского фестиваля, а теперь поборется за “Оскар”. 

Байопик “В роли Рикардо” о телезвезде Люсиль Болл позволил Николь Кидман, как она это любит, преобразиться на экране внешне, и принёс ей номинацию. Наименее предсказуемой номинанткой в категории стала Кристен Стюарт, сыгравшая принцессу Диану в биографической драме “Спенсер”.

Российских номинантов этого года было всего двое. Полнометражный фильм Киры Коваленко “Разжимая кулаки” о взрослении девушки в Северной Осетии не попал в категорию “Лучший иностранный фильм”. Зато мультфильм “БоксБалет” режиссёра Антона Дьякова пополнил список “Лучших короткометражных анимационных фильмов”. 

- Главный сюрприз – это датский анимационный фильм “Побег”, - сказал Metro кинокритик Антон Долин. - Мне кажется, такое впервые случилось в истории “Оскара”. Он попал в номинации “Лучший документальный фильм”, “Анимационный фильм” и “Лучший международный фильм”. Совпадение удивительное. Второе приятное для меня, хотя и не сенсационное событие, это номинации за фильм “Сядь за руль моей машины”. Это трёхчасовой японский арт-фильм! По сути, он повторяет успех “Паразитов”, но “Паразиты” хотя бы были чёрной комедией, а здесь задумчивая драма. Для меня всегда очень приятно, когда “Оскар” расширяет свои границы и занимается не только англоязычным и жанровым кино. Я желаю этому фильму победы, хотя думаю, что единственное, что его ждёт – победа в номинации “Международный фильм”. Что меня расстроило – всего три номинации, хотя и почётные – "Лучший сценарий", "Лучший режиссёр" и "Лучший фильм" - для “Лакричной пиццы”. Это мой любимый фильм из всех участников гонки. Но я должен признать, что он слишком оригинален, чтобы стать фаворитом.