В восемь утра в столовой Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук, что в посёлке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии, завтрак уже закончился: сегодня для съёмочной группы фильма "Температура Вселенной" он начался в шесть. Сейчас здесь стоит складной деревянный стул с надписью "Режиссёр" и расставлены камеры. Между столами нервно бегает оператор Семён Яковлев, убирая то, что ему не нравится в кадре.
– Очень шумно, – строго говорит он, сверкнув глазами на осветителей. – У нас идёт рабочий процесс, почему так много разговоров?
– Оператору лучше не попадаться на глаза, – на всякий случай поясняет нам наша сопровождающая Оля, и мы ещё больше прижимаемся к стене. Тем временем захвативший власть на съёмочной площадке оператор борется с бумажными салфетками.
– Как щедро их тут везде разложили, ни в одной столовой я столько салфеток не видел, – бурчит он, сметая салфетки на своём пути.
Актёры Александра Серзина и Михаил Филиппов сидят за обеденным столом и шевелят вилками, поедая воображаемую еду. "Они по-русски не говорили, так что мы с ними жестами разговаривали", – репетирует Филиппов свою роль. "Мне всё нравится", – говорит режиссёр Виктор Шамиров после того, как эта фраза была произнесена от силы раза три. Не успеваем мы удивиться, что актёры так быстро смогли понравиться режиссёру, как перед ними на столе появляется настоящая еда.
– Уберите пирожное! – требует оператор, глядя в камеру.
– Оставьте! – просит артист.
За считаные дубли сцена была снята.
Режиссёр картины Виктор Шамиров поясняет, что времени на съёмки у него очень мало, поскольку фильм он снимает в рамках очень ограниченного бюджета: гранта от Минкульта он не получил и вдобавок хорошо понимает, что эта картина не для большого экрана, а очень камерный фильм для онлайн-платформы. Мотив пуститься в очень бюджетные съёмки у Шамирова был простой: его очень заинтересовало, как астрофизики переживают земные драмы, а снимает он только то, что ему самому интересно. Поэтому все ограничения он переносит с философским спокойствием.
– Я тороплюсь, оператор торопится, актёры более собранны, чем обычно, – поясняет Шамиров. – Я знаю, что, если мы позволим себе парочку лишних дублей, начну выходить за границы отведённого мне времени. Сейчас у меня тот минимум ресурсов, меньше которого уже было бы тяжело. Например, вся моя операторская группа – это оператор. Камеры, на которые мы снимаем, – это фотоаппараты. Это экономия и компромисс, на который ты идёшь или не идёшь на старте.
После обеда съёмочная группа перемещается на второй этаж, в директорский коридор. Съёмки идут в настоящем кабинете директора обсерватории, на столе у которого даже остались его рабочие бумаги. Группа частично расселась в коридоре, рассматривая фотографии спиральной галактики и крабовидной туманности, а частично – в кожаных креслах приёмной у аквариума с рыбами. В кабинете директора на крабовидную туманность, суету звуковиков и оператора ласково смотрит со стены Владимир Путин.
Место, в котором идут съёмки, – абсолютно уникальное. Посёлок Нижний Архыз был построен почти полвека назад для учёных-астрофизиков, которые обслуживали самые большие на тот момент в мире телескопы – оптический БТА-6 и радиотелескоп РАТАН-600. Действие фильма разворачивается в здании института – Специальной астрофизической обсерватории РАН, в квартирах учёных и, собственно, на телескопах. Виктор Шамиров случайно узнал о существовании этого отдалённого горного посёлка, в котором живёт всего 600 человек, и приехал на него посмотреть. Через неделю знакомства с астрономами у него возникло желание снять здесь фильм.
– Мне стало интересно, как люди, которые думают о космосе, живут своей обычной жизнью, как они чувствуют, – рассказывает Шамиров. – И я не нашёл здесь ни одного человека, который жалел бы о своём выборе или работал ради денег. Это люди, которым бесконечно интересна их работа. При этом в человеческом отношении они остаются обычными людьми. Они не мудрее и не умнее в том, что касается других. Мне это понравилось: как бы ты ни был интересен как учёный, заточен на что-то высокое, устремлён в космос – когда что-то происходит, разрушается семья, все ведут себя одинаково. Это интересное для меня сочетание: возвышенного, науки и простоты.
Главная героиня фильма в исполнении актрисы Дарьи Семёновой – астрофизик Наташа, которую внезапно бросил муж. Семёнова, как и все актёры группы, не впервые снимается у Шамирова и, хорошо его зная, согласилась поработать на проекте за те небольшие деньги, которые на него нашлись.
– Я очень уважаю Шамирова, и это большая удача – попасть к нему в такой проект, – говорит актриса. – Он умеет создавать такие условия, в которых ты сам делаешь то, что хочет режиссёр.
Дарья Семёнова впервые в жизни оказалась в горах и впервые села за руль автомобиля, который научилась водить специально для этой роли. В кадре она ведёт "Ниву". "Было очень страшно", – признаётся Семёнова.
Интересно, что у героини актрисы есть реальный прототип – это консультант картины, астрофизик, старший научный сотрудник САО РАН Ольга Шолухова. "У нас даже шарфы одинаковые – художники взяли для моей героини и её визуальный образ тоже", – смеётся Дарья.
Хотя драма в "космическом" посёлке будет посвящена земным страстям, космос в картине тоже будет: съёмки проходили и на вершине горы, где находится Большой альт-азимутальный телескоп БТА-6. Зрители увидят и усеянное звёздами небо, и открывающееся 32-тонное забрало телескопа. Актёры волей-неволей тоже унеслись в космические дали.
– Меня поразила теория антропного принципа, про который нам рассказала Ольга Шолухова, – вспоминает Дарья. – Вселенная так устроена на молекулярном уровне, что в ней возникла та форма жизни в виде человека, которая эту Вселенную наблюдает и изучает. Вся огромная Вселенная должна быть кем-то изучена, увидена и зафиксирована. И эта идея прекрасна, потому что она как-то примиряет с мыслью о бесконечности Вселенной и нашим ничтожным существованием в ней. В этом есть прекрасный смысл существования человечества.
А Григорий Сиятвинда, который играет невольного наблюдателя драмы героини Дарьи Семёновой, вообще почувствовал себя инопланетянином.
– Все, кто сюда приезжает, спрашивают учёных, есть инопланетяне или нет. Этот вопрос тут как будто всегда висит в воздухе, – говорит артист. – А мне приходилось играть героя, который эмоционально очень мало участвует в драме, разворачивающейся у него на глазах. И у меня в какой-то момент возникло ощущение, что Виктор хочет, чтобы я играл инопланетянина – притом что я и так немножко выгляжу как инопланетянин.