
О чём фильм
Политическая воля и производственные проблемы
"Надо и с севера прищучить американских империалистов" , – говорит в 1962 году, в эпоху Карибского кризиса, Никита Хрущёв (Сергей Лосев), и на Северный полюс отправляется первая советская атомная подводная лодка К-3. Основная политическая интрига – сумеют ли русские пройти подо льдами Северного Ледовитого океана и поставить на полюсе свой флаг, – осложняется интригой производственного характера: лодка уходит в поход будучи не доработанной до конца. Не готов ледомер, который выполняет роль "глаз" лодки, не отрегулированы парогенераторы, да и вообще – по мнению делавших лодку конструкторов, идти в поход рано. Но командир корабля Живцов (Андрей Мерзликин) не сомневается, что если партия сказала "Надо!", то комсомол всегда должен ответить: "Есть!"...
Мы всегда умели совершать удивительное в кратчайшие сроки. Вот дадут нам много времени, хоть сто лет — ничего не сделаем. А скажут "надо всё вчера" — и вдруг изобрели, сделали, создали. И не просто создали, а ещё успешно испытали. Мало было дойти до Северного полюса, очень важно ещё открыто заявить о себе. Чтобы это стало заметно – и под водой, и снаружи. Чтобы во всех новостных рубриках газет Нью-Йорка и Вашингтона было написано, что К-3 всплыла, и приложены фотографии, как матросы играют в футбол на льду. Андрей Мерзликин, актёр

Впечатления
Настоящий кит
Интересно, что двойная интрига в основе своей не выдумка: лодка К-3, действительно, шла в июле 1962 года в тяжёлый ледовый поход недоработанной, и её успешное достижение Северного полюса и возвращение на берег стало в своё время большой удачей. Главная задача фильма – показать, что эта удача не случай, а результат веры и воли подводников: в реальности они были сами технически хорошо подготовлены и фактически проводили ремонт во время похода, в картине же основная роль мастера по ремонту отведена женщине-учёной Филатовой (Елена Север), одной из разработчиков лодки, которую экипаж вынужден взять с собой на борт. Никакой женщины на подлодке быть в реальности не могло, но у Филатовой, как и у всех основных действующих лиц, тоже есть реальный прототип – физик Екатерина Феоктистова, участница секретных советских атомных разработок и создательница ядерных зарядов.
Напряжение во время плавания К-3 в картине растёт по нарастающей: тревожное шипение парогенераторов чередуется с опасными сближениями с американской подлодкой и попытками убежать от ложной опасности – отражением звука движения лодки ото льда.
За комическую разрядку в этой напряжённой атомно-политической атмосфере отвечает герой Евгения Миронова – учёный-акустик Морозов, который смело поучает в Морском генеральном штабе титулованных офицеров. Ключевой эпизод с его участием выдуман, но стал едва ли не самым кинематографичным по степени напряжения моментом картины: когда Морозов прилетает на полярную станцию, чтобы произвести во льду взрывы и тем самым помочь отклонившейся от курса подлодке его скорректировать и не промахнуться мимо полюса. Здесь будет кино в самом незамутнённом виде: и трескающийся лёд, и уходящая под воду полярная станция (кстати, мастерски воспроизведённая из настоящих глыб льда), и развалившийся самолёт, и выживание на грани гибели.

Вообще, надо отдельно отметить усилия, приложенные для создания картинки. Съёмки проводили в Заполярье, Сестрорецке и Мурманске, причём подводные – на самом деле, без использования компьютерной графики. В лёд на Финском заливе вморозили точную копию верхней, "всплывшей", части лодки. Изготовление её макета заняло три месяца, ещё дольше собирали материал для интерьерных съёмок в павильоне, причём вместе с консультантами-военными, которые служили на К-3. Вся эта добросовестная работа в фильме хорошо видна.
Конечно, эта художественная картина – лишь симпатичная тень того реально случившегося 63 года назад факта героизма, который, по сути, стал чудом – одним из тысяч чудес русского героизма, которых в нашей истории так много, что иногда сложно поверить в их реальность. Документальное и художественное здесь умело переплетены до степени неотличимости: когда дочь Живцова говорит, увидев подлодку отца, что "это не лодка, а кит", то это не просто точное поэтическое наблюдение сценаристов, а реальное название серии первых советских атомных подлодок, "Кит". А когда подводники после всплытия лодки начинают играть в мяч на льду Северного полюса, это не просто сцены на потеху зрителю, а реальный исторический факт, с которого среди советских полярников и началась традиция играть в футбол по прибытии на полюс.
Досье
Режиссёр: Александр Котт
Оператор: Шандор Беркеши
Авторы сценария: Денис Родимин, Роман Владыкин
Художник-постановщик: Ульяна Рябова
В ролях: Андрей Мерзликин, Евгений Миронов, Ольга Ломоносова, Елена Север, Карен Бадалов, Константин Тополага, Александр Бухаров, Игорь Гордин
12+