Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, как объекты коммунального хозяйства прошлых времён продолжают служить москвичам и украшать столицу. Городские власти внимательно следят за их состоянием и обеспечивают аккуратное содержание, что позволяет и сегодня использовать исторические объекты коммунального хозяйства по их первоначальному назначению.
Например, Миусская электрическая трамвайная подстанция, построенная в 1904 году архитектором Александром Роопом, носит статус объекта культурного наследия и продолжает работать и сегодня, снабжая электричеством трамвайную контактную сеть в Тверском районе. Главный фасад подстанции в стиле эклектики начала XX века сохранился без изменений. Что касается внутренней планировки здания, то за сто лет использования по практическому назначению она, конечно, претерпела изменения, однако важные исторические элементы, вроде сводов Монье на первом этаже, в здании можно увидеть и сегодня.
Ещё один старейший действующий электросетевой объект — подстанция "Центральная" АО "ОЭК". Она расположена в самом центре Москвы и работает на протяжении вот уже 94 лет. Подстанция является частью энергетического кластера на Раушской набережной, где также находится и старейшая действующая электростанция России ГЭС-1 имени П. Г. Смидовича ПАО "Мосэнерго". Вместе с находящейся по соседству подстанцией "Раушская" она снабжает электричеством центральные районы Москвы. Несмотря на весьма солидный возраст, объект функционирует без перебоев, но всё же нуждается в обновлении. Поэтому АО "ОЭК" запланировал реконструкцию подстанции "Центральная", в результате которой она получит современную автоматизированную и дистанционную систему управления.
Более 80 лет служит москвичам объект культурного наследия "Шлюз на реке Яузе", который является частью Сыромятнического гидроузла. Гидроузел на Яузе построили в конце 1930-х годов прошлого столетия по проекту архитектора Георгия Гольца. Он сохранился в неизменном виде с момента постройки, поскольку его механизм ежегодно проверяют и при необходимости ремонтируют.
В столичных парках тоже есть немало уникальных инженерных сооружений – например, в музее-заповеднике "Царицыно" и сегодня функционирует плотина, построенная ещё в XVIII веке. Царицынская плотина образует Верхний Царицынский пруд и отделяет его от Нижнего Царицынского пруда. В 2021 году её реконструировали, укрепив основные конструкции. Теперь плотина
прослужит ещё немало лет.
В столице есть и примеры того, как, иногда утратив своё первоначальное назначение, исторические объекты коммунального хозяйства обрели новую жизнь. Например, такая судьба была у бывшего Московского газового завода рядом с Садовым кольцом и набережной реки Яузы. С середины XIX и до середины XX века его продукция использовалась для освещения Москвы, а с начала 2000-х он стоял в запустении и постепенно разрушался. В 2011 году бывший завод преобразовали в творческий квартал "Арма". Незабываемую атмосферу здесь создают исторические газгольдеры, которые спроектировал в XIX веке архитектор Рудольф Бернгард.