Сергей Шиловский-Булгаков: Сыну говорю, что все мы вышли из шинели Булгакова

Редакция газеты Metro поговорила с наследником архива Михаила Булгакова и председателем Фонда его имени Сергеем Шиловским о Булгакове, чертовщине, вере, надежде и любви
Сергей Шиловский-Булгаков: Сыну говорю, что все мы вышли из шинели Булгакова
Евгений Биятов / РИА Новости
Сергей Шиловский-Булгаков во время пресс-коференции и открытия памятника "Мастер и Маргарита" в музее "Дом Булгакова" в Москве

В пятницу во дворике дома Васильчиковых на Большой Никитской открыли скульптурную композицию, посвящённую Михаилу Булгакову. Репортаж с открытия читайте ЗДЕСЬ. На церемонии должен был побывать Сергей Шиловский-Булгаков, но он не смог приехать по уважительной причине.

Сергей Сергеевич Шиловский, официально получивший права наследования на произведения Булгакова в 1993 году, не является родным внуком писателя. Женившись третий раз на прекрасной Елене Сергеевне Шиловской, Булгаков усыновил её сына от первого брака. 

Именно бабушка Сергея Шиловского была прообразом знаменитой булгаковской Маргариты. Впрочем, Сергея Шиловского связывает с Булгаковым нечто большее, чем кровное родство, а именно глубочайшая любовь и уважение к наследию русского гения. 

Насколько я понимаю, вы видите свою роль наследника в том, чтобы не допускать искажений в трактовке образов Булгакова?

Да, стараюсь. Это не всегда выходит, но я стараюсь. Повышать голос не получается. Да это и не даёт никакого результата. Но я всё-таки уже давно этим занимаюсь, поэтому люди и издательства уже привыкли, что, получая сценарии театральных постановок, особенно если это не пьесы, а романы и новеллы, я придерживаюсь принципа, что в тексте инсценировки должен быть использован только авторский текст. К сожалению, многие норовят что-нибудь дописать и додумать за Булгакова. В этом случае я просто не разрешаю постановку и всё. Поэтому мы как-то стараемся находить общий язык.

Что вы думаете о памятниках Булгакову в Москве? С сегодняшнего дня их уже два. 

Тут странная ситуация. Памятник на Большой Пироговке стоит уже больше года, но до сих пор не открыт. Когда его поставили, думали, что его откроют на днях. Потом выяснилось, что его не откроют, пока не доделают музей Булгакова. Но это будет ещё не скоро. Когда это стало понятно, с него просто сняли полиэтилен и он теперь стоит. Я считаю, что, учитывая популярность Булгакова и армию его поклонников, это большое неуважение к его имени. 

Про новый памятник, который сегодня открыли, ничего не могу сказать. Я простыл и живу на даче за городом. На открытие приехать не смог и памятник просто не видел.

Новый памятник Булгакову.
Василий Кузьмичёнок
Новый памятник Булгакову.

Вы видели памятник Булгакову скульптора Рукавишникова?

Очень хороший! Он должен был стоять на Патриарших прудах. Но несмотря на то, что мэрией были выделены деньги и памятники были отлиты, они до сих пор толком не  выставлены. Что-то стоит у булгаковского дома, что-то дома у Рукавишникова, и это как-то никого не волнует. Мне это кажется странным. 

Там была проблема в том, что это был целый комплекс фигур. Это вызвало недовольство жителей Патриарших прудов, и я их в общем понимаю. Фигуры громоздкие, занимают много места. Жители боялись, что пруды вообще закроют. 

Чем вы можете объяснить феномен головокружительной популярности романа Булгакова “Мастер и Маргарита”?

Я хочу добавить, что не так давно Булгаков был признан самым читаемым писателем 20-го века. Запад знает Россию по Толстому, Достоевскому, Пушкину, Чехову и Булгакову. Наверное, это дань великому произведению. Ну, согласитесь, “Мастер и Маргарита” это же невероятно красивый и интересный роман!

Булгаков создал образ знаменитой московской чертовщины. Как вы думаете, в жизни современной Москвы она есть?

Я знаю, как чертовщина проявляется в моей практике. Люди, которые подходили к творчеству Булгакова с грязными руками, позволяли себе незаконные публикации или изменения текстов, они всегда за это расплачивались. 

Вот, например, фильмы по “Мастеру и Маргарите“. Почему ни один из них не имел такого успеха, как когда-то имел роман? Потому что каждый режиссёр стремился добавить что-то от себя, чего в романе нет. В результате получилось, что зло было наказано. Ну, добро пока не восторжествовало, но, надеюсь, и это сбудется.

Какое произведение Булгакова вам особенно дорого?

Я стараюсь не делать таких различий. Но учитывая, что мне пришлось принимать участие в редактуре и первой публикации романа “Мастер и Маргарита”, конечно, он для меня ближе всего.

Вы делали это вместе с бабушкой Еленой Шиловской? Вы же тогда были ещё довольно молодым человеком?

Да, совсем молодым. Мне было 13 лет.

Она объясняла вам, о чём этот роман?

Поскольку я тогда был ещё довольно юн, она не обсуждала со мной тонкости. Но в один прекрасный момент, когда мы вычитывали гранки, я спросил её, слушай, о чём это всё? Она мне тогда сказала, знаешь, ты ещё мал, потом поймёшь это лучше, но если объяснить просто, то это роман о добре и зле, о том, что зло всегда будет наказано, а добро победит. Это я запомнил. И я хочу сказать, что это действительно так. По крайней мере мы хотим в это верить. В этом секрет популярности Булгакова.

В вашей жизни были какие-то ситуации, когда вам хотелось сказать – все мы вышли из шинели Булгакова?

Я своему сыну это говорил в своё время. Меня эта близость к Булгакову научила тому, что если сейчас усилия не дают результата, не надо отчаиваться. Всё равно рано или поздно результат будет. Надо верить, надеяться и ждать.