Сергей Лукьяненко рассказал, под какую музыку лучше всего пишется фантастика

Сегодня в Гостином дворе завершится Московская международная книжная ярмарка. Одним из гостей ММКЯ стал писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, который поделился мыслями о мирах будущего
Сергей Лукьяненко рассказал, под какую музыку лучше всего пишется фантастика
Пресс-служба Московской международной книжной ярмарки
Сергей Лукьяненко

Новый цикл 

– За последние полтора года я написал 4 книги из цикла "Изменённые" – три уже вышли, финальная часть "Лето волонтёра" готовится к изданию. Очень быстро они писались, наверное, потому, что я перестал тратить время на работу над экранизациями своих романов... 

Кино

– В какой-то момент я избавился от иллюзий, которые питал к работе в кино. Это всегда очень привлекательно, когда к тебе подходит продюсер, покупает права на книжку и говорит: "Мы сейчас снимем такое кино, ух!" Вспоминая успех "Дозоров", продаёшь права и, не дай бог, соглашаешься работать над сценарием. Тут ты понимаешь в полной мере разницу между автором и сценаристом. Автор пишет что хочет, сам за себя отвечает. А сценарист – это такое несчастное подневольное существо, которому каждый месяц, а то и чаще говорят: "Вы всё написали замечательно, только теперь главного героя из мужчины переделайте в женщину, действие пусть происходит в другом месте, добавьте вот это и вон то, а вот это уберите совсем. И желательно, чтобы через неделю всё уже было готово, потому что мы начинаем снимать". Но проходит год, и всё равно никто ничего не снимает, а ты всё это время занимаешься не пойми чем. Так что теперь я продюсерам говорю: "Пожалуйста, берите мою книжку, экранизируйте, но сценарий пишите сами".

Сюжет на будущее

– Есть новый сюжет, который уже какое-то время крутится у меня в голове, – про то, что люди начали видеть сны из будущего и это будущее выглядит неприятным и опасным. Эти сновидения приходят не всем, и возникает сильное подозрение, что те, к кому видения не приходят, – возможно, просто не доживут до того времени. И дальше люди пытаются понять и предупредить будущее, исходя из повторяющихся снов. 

Я надеюсь, что через 20 лет человеческое присутствие в космосе будет гораздо активнее, чем сейчас. Возможно, уже будет постоянное поселение на той же Луне, станут привычными экспедиции на Марс.
Сергей Лукьяненко, писатель

Тренды

– Сейчас очень часто фантасты обращаются к прошлому, но обращаются лишь с мечтой, чтобы вернуться туда и переделать, таким образом изменив наше настоящее. 

Работа под музыку 

– Я пишу книги под музыку. Эта привычка сформировалась у меня с очень давних времён, когда у меня ещё не было кабинета, где я мог бы закрыться. Я работал, сидя в уголке общей комнаты или на кухне, и, чтобы изолироваться от всех шумов и никому не мешать, я надевал наушники и слушал музыку. Я работаю либо под иностранные песни, чтобы не вслушиваться в текст, либо под наши, но хорошо знакомые – тогда слова идут просто звуковым фоном.

К каждой книжке подбирается свой плейлист. Например, в «Дозорах» Антон Городецкий слушает песни, под которые я писал весь цикл, – группы "Пикник", "Сплин"... А когда работал над "Изменёнными", то слушал группу "Дайте танк" и ещё нескольких наших не очень раскрученных музыкантов альтернативного плана.  

Константин Хабенский в роли Антона Городецкого
Кадр из фильма «Ночной дозор»
Константин Хабенский в роли Антона Городецкого

Если бы не литература... 

– Я закончил мединститут, специализировался как врач-психиатр. Если бы не стал писателем, наверное, работал бы по специальности. Медицина для меня – близкая сфера, родители всю жизнь работали врачами, старший брат и многие родственники – тоже врачи.

Хобби 

– Я увлекаюсь аквариумистикой. У меня на рабочем столе рядом с компьютером стоят два аквариума, где живут красивые маленькие креветки.

Ещё очень люблю компьютерные игры. Но я человек в этом смысле запойный, поэтому боюсь играть в онлайн-игры – я знаю, стоит мне начать, как меня затянет и я на полгода выпаду из жизни. А то и больше. Когда мои друзья бегают по выжженным пейзажам в Fallout, я только вздыхаю. Я не могу себе это позволить. Забить на работу, не писать книжки, сидеть и несколько месяцев подряд с утра до вечера играть – как-то стыдно. Может, в какой-нибудь момент я скажу себе: "Всё хватит, выхожу на пенсию". И тогда начну играть в своё удовольствие.  

Работа писателя 

– Мне очень нравится это сравнение с работой писателя. Когда моллюску внутрь раковины попадает песчинка, она его царапает. Моллюск начинает обматывать  её перламутром, и получается жемчужина. Точно так же у писателя – когда ему в голову попадает какая-то идея, она его "царапает" и он начинает обматывать её словами и так получается книжка. Пока не обмотал, пока книжку не сделал – она царапается.