К серебру в Омане особое отношение, и это сразу чувствуешь, едва переступив порог выставочного зала Патриаршего дворца Московского Кремля. Из витрин мерцают покрытые серебряным кружевом кинжалы, украшения поражают необычными для европейского глаза формами, одежда, пояса, ружья – всё буквально испещрено замысловатыми серебряными узорами.
Каждая вещь из серебра для оманцев олицетворяет духовную защиту, сочетая в себе совершенство формы и ценность благородного металла. Такой же филигранный след оставило серебро в Священном Коране и арабской поэзии: "Она ушла, и смущение окрасило её белизну желтизною моею, подобно тому как золотом окрашивают серебро". Поэтические цитаты и фразы из Корана на стенах выставочного зала, причём и на языке оригинала, добавляют особые краски в эту роскошную серебряную историю.
Такой десант оманской красоты из собрания Национального музея Султаната Оман неслучаен: это начало большой совместной работы Музеев Московского Кремля с оманскими специалистами, как рассказала на открытии экспозиции директор музеев Елена Гагарина.
– Мы уже готовим ответный проект: в 2025 году в Национальном музее Султаната Оман откроется выставка "Россия и Восток. Международные связи и культурные влияния" из собрания кремлёвского музея, – анонсировала Елена Гагарина.
Часть рассыпанной в витринах Патриаршего дворца роскоши – предметы выдающихся личностей оманской истории. Например, сложно пройти мимо костюма шейха сэра Мбарака бин Али аль-Хинави (1896–1959) – главного представителя султана Занзибара в прибрежных регионах Восточной Африки, также известного историка и исследователя культуры суахили. На расшитом серебром тёмно-синем платье – почти с десяток орденов, среди которых Бриллиантовая звезда Занзибара и несколько орденов Британской империи: шейх был участником Первой мировой войны на стороне Антанты, после чего стал видным политическим деятелем у себя на родине.
"Впервые оманская принцесса соприкоснулась – в буквальном смысле – с серебром сразу после своего рождения. Крошечной принцессе подарили широкий серебряный гребень, который положили ей под спину, чтобы помочь сформировать идеально прямую осанку", – так рассказано о младенчестве оманской принцессы Сайиды Сальмы бинт Са’ид аль-Буса’иди (ок. 1844–1924) в её мемуарах "Воспоминания арабской принцессы" – кстати, первой в истории подробной автобиографии арабской женщины. Гребня из автобиографии на выставке нет, но есть несколько личных украшений принцессы и её большой фотопортрет. Её матерью была бывшая подданная Российской империи, черкешенка Жилфидан, а отец, султан Сайид Са’ид, создал обширную империю, которая простиралась вглубь Африки и была разделена после его смерти.
Женские украшения на выставке – отдельная и очень интересно поданная тема, мимо которой не пройдёт ни одна посетительница. В их дизайне – явное сочетание арабских и африканских мотивов. Оманские женщины украшают себя буквально с головы до ног "говорящими" серебряными изделиями, которые указывают на семейное положение, благосостояние и принадлежность к религиозному течению. На отдельном стенде даже расписаны названия перстней: на каждый палец руки полагается свой, особой формы и с особым названием.
Один из основных лейтмотивов экспозиции – традиционный оманский кинжал ханжар, который является символом оманской национальной идентичности. Именно он изображён в центре национального герба султаната на перекрестье двух скрещённых в ножнах мечей. В форме рукояти ханжара выполнены и потрясающие по красоте флаконы знаменитых оманских духов Amouage, самые первые из которых, созданные в 1983 году, тоже есть на выставке. Интересно, что и на мужских и на женских духах первой коллекции крышечка сделана в форме ханжара, тогда как в наши дни дизайн женских уже стал более "миролюбивым" – сейчас это имитация купола мечети.
Национальный оманский герб с ханжаром посередине – первое, что видит перед собой пришедший на выставку посетитель. Подойдя ближе, ты с удивлением обнаруживаешь, что все перевязи, которыми чехол кинжала крепится к мечам, сделаны из сотканных из серебра нитей. Мало того – именно тончайшими металлическими нитями расшиты ворот, рукава и брюки взрослой и детской одежды. Так одеваются в Омане по сей день, начиная с древнейших времён. И поразительно видеть это фактическое, а вовсе не метафорическое свидетельство того, что серебро буквально проходит нитью сквозь культуру и историю Омана.