Сеппуку, комнаты изгнания и алкоголь: особенности рабочей культуры японцев

В Сети появилась новость о том, что служащие японского банка пообещали убить себя, если средства клиентов исчезнут. Неужели это норма в японской корпоративной культуре? Metro узнало, что происходит в Стране восходящего солнца, с помощью Николь Сукиасянц – япониста, аналитика ИКСА РАН и автора телеграм-канала Pax Japonica
Сеппуку, комнаты изгнания и алкоголь: особенности рабочей культуры японцев
Shutterstock
Японцы работают медленно, но добросовестно. Важные документы могут подписывать по несколько недель.

Сеппуку вместо увольнения

– Нужно понимать контекст того документа о сеппуку, который появился на сайте банка Shikoku. Обязательство входит в часть документа, который был подписан при основании предшественника Shikoku – 37-го национального банка Японии. Тогда 27 его сотрудников действительно пообещали сделать себе харакири или сеппуку, то есть убить себя, в случае ошибки или кражи. Это соглашение банк выложил на сайте, чтобы рассказать о своей истории и подчеркнуть решительность своих действий, – объясняет Николь Сукиасянц. – Нынешние сотрудники не собираются совершать сеппуку. А вот причина, по которой служащие банка в прошлом были готовы себя убить, кроется в японском понимании ­иерархии. У каждого японца есть чёткое осознание своего места в обществе. Дело в том, что раньше жили деревнями, поэтому люди зависели друг от друга. Любые неудачи и промахи, которые могли нанести вред обществу, воспринимались очень резко. 

Сеппуку – это тот подход, который японцы выбрали для себя, чтобы попросить прощения за промах. Так они извинялись за ошибки, показывая, что не желали зла.

Хо-рен-со или игнор

Понятие "хо-рен-со" состоит из трёх частей: хо ("хококу" – докладывать), рен ("ренраку" – периодически обновлять информацию и уточнять) и со ("содэн" – консультироваться или советоваться). Это такая мантра, которую любят повторять в японских компаниях: согласно ей, подчинённый не имеет права действовать без разрешения начальника и должен уведомлять его о каждом своём решении. Всё опять объясняется ­иерархией и важностью старшего – причём не только по возрасту. 

– В Японии не принято спорить с начальником или человеком, который старше, или тем, кто пришёл раньше тебя в компанию. В их корпоративной культуре нет места спорам. Считается, что старшие знают больше, поэтому их нужно слушаться и уважать. Кстати, бунтарей из компании не уволят, а подвергнут более суровому наказанию – игнорированию. 

Комната позора

У японцев сложности с увольнением сотрудников, поэтому когда они недовольны работой, то прибегают к психологическому давлению. 

– Например, сотрудника могут пересадить к окну, отделив его таким образом от основных событий, которые происходят в офисе (это называется "мадогивадзоку"), перестать давать ему задачи рабочего характера или перевести сотрудника в оидасибэя ("комната изгнания"), подвергая остракизму и изоляции.  

Один из примеров использования таких комнат недавно показала популярная японская студия-разработчик Bandai Namco Holdings Inc., которая столкнулась с кризисом. Более 200 работников были отправлены в "комнаты изгнания". Им не дают никаких задач и не рассказывают про дела компании, а ждут, пока люди сами найдут себе работу и добровольно уволятся.  

Номикай – пей до дна

Ещё одна интересная традиция японской рабочей культуры – номикай. Это такие вечеринки или попойки, во время которых коллеги отдыхают так, что на следующее утро их можно найти спящими на улице. Однако ни один сотрудник не может упрекнуть своего перебравшего коллегу или посмеяться над ним – всё, что происходит во время номикай, остаётся на номикай.

– Японцы не используют такие встречи как возможность повышения или налаживания связей. Во время номикай работники не сдерживают себя, не боятся показать себя дураками. Никто не будет за это ругать. Номикай носят немного принудительный характер – если коллектив решил в пятницу повеселиться, отказаться очень сложно. Кстати, молодые японцы пытаются бороться с этой традицией, потому что тусовки до утра мешают проводить время с семьёй и любимыми. 

Кароси

Работа или жизнь? Такой вопрос перед многими японцами не стоит. Первые новости о смерти за рабочим столом в стране цветущих сакур появились в 1970-е годы: в 1969 году 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании умер от инфаркта. 

"Кароcи" называют смерть от болезней, которые возникают на фоне переутомления. Почему же японцы работают до смерти? Причина опять же в жёсткой иерархальной системе и строгих правилах.

– В Японии есть такая традиция, когда, например, к тебе подходит начальник, даёт какие-то задачи и говорит: "Ну, это не срочно, можешь не торопиться. Вот появится время, сделай спокойно". Это будет значить, что задача первоочередная, её нужно делать прямо сейчас, срочно, – рассказывает эксперт.

В японской рабочей культуре принято работать больше нормы и не жаловаться на стресс.

Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше чем 12 часов в сутки.