Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребёнка от речи. Явление это для логопедии не редкое и поддающееся корректировке. Но исправлять его нужно обязательно. Помните, как говорили наши бабушки: "Чего волнуешься, все рано или поздно пошли, все рано или поздно заговорили". Так вот этого допускать нельзя, если не хотите, чтобы развитие ребёнка затормозилось. О том, как победить речевой негативизм, Metro спросило у логопеда-дефектолога, главного методиста логоцентров "ДАР" Варвары Данекиной.
– О речевом негативизме говорят, когда ребёнок избегает общения и таким образом частично или полностью отказывается от речи. Специалисты уверены, что чаще всего такое явление свойственно детям, отстающим в речевом развитии и когда взрослые слишком давят на ребёнка и акцентируют внимание на неправильном звукопроизношении, – говорит эксперт. – Конечно, процесс работы с коррекционными педагогами, которые зачастую нужны ребёнку, от этого тоже замедляется.
Негативизм, как правило, разделяется на активный и пассивный типы.
– Активный проявляется в капризах или плохом поведении, если родители очень настойчиво просят повторять слова, используют фразу "повтори" или "скажи несколько раз". Малыш в ответ "протестует", устраивает истерику, убегает, топает ногами и т. д. Такая форма часто встречается на групповых или индивидуальных занятиях в детском центре или садике, во время домашних занятий, – говорит эксперт. – При пассивной форме малыш, как правило, молчит, прячется за взрослого во время вопроса, отвечает жестами или показывает пальцем на предмет. Вместо просьбы он предпочтет "самостоятельность" – сам принесет стул и возьмёт нужную вещь. В детском коллективе такой ребёнок разговаривает мало – вполголоса или шёпотом.
Как отличить речевой негативизм от обычных капризов? Всё просто: если речь о банальном плохом поведении, лени или усталости, ребёнка всегда можно замотивировать поощрением – предложить мультфильм, леденец, мороженое, прогулку. Если дело в негативизме, малыш откажется от любого поощрения, лишь бы не говорить.
Задача родителей – помочь ребёнку преодолеть эту проблему. Для этого им нужно соблюсти несколько правил.
1. Стройте короткие фразы, общайтесь "здесь и сейчас"
– Многим взрослым кажется, что речь при общении с ребёнком не должна быть примитивной и для его развития важно использовать много прилагательных, сложных речевых оборотов и т. д. Но это всё будет позже, когда речь малыша польётся рекой, – говорит эксперт. – А пока в общении будет лучше говорить максимально просто, например, "хорошая погода, идём гулять". Из речи нужно исключить уменьшительно-ласкательные суффиксы, так как это только усложнит восприятие речи. Также ребёнку с задержкой в речевом развитии важно озвучивать короткие просьбы. Если мама скажет: "Убирай игрушки, помой руки, пообедаешь и пойдём на прогулку", ребёнок услышит только про игрушки.
2. Выбирайте вопросительные фразы грамотно
– Вопрос, заданный ребёнку, должен содержать слово-подсказку, – объясняет Варвара. – Например: "Что ты хочешь на полдник: творог или банан?" Или: "С какой игрушкой будешь играть – с машиной или кубиками?" Таким образом вместо просто "да", "нет" или кивания головой малышу придётся отвечать.
3. Контролируйте свою речь
– Речевую активность нельзя простимулировать, если постоянно употреблять слова "скажи ещё раз", "повтори" и т. п. Лучше использовать фразы: "попробуй угадать, что это?", "я забыла, кто это, помоги мне вспомнить", – говорит эксперт. Причём важно, чтобы такой стратегии придерживалась не только мама. Близкие тоже должны следить за своей речью и не быть излишне настойчивыми.
4. Поддерживайте зрительный контакт
– У ребёнка всегда должны присутствовать положительные эмоции и ответная реакция, – комментирует Варвара. – И лучше всего слуховая информация воспринимается со зрительным подкреплением. Так что родителю важно смотреть в глаза, говорить внятно и доброжелательно.
5. Проявляйте терпение
– Во время общения с ребёнком очень важно проявлять терпение, – советует эксперт. – Если он молчит и не отвечает на вопрос, нужно подождать, задавать наводящие вопросы, не торопить. Если малыш почувствует внимание к себе, расслабленную атмосферу, включиться ему будет легче. Сначала можно отвечать за него, позже ребёнок обязательно захочет вступить в диалог.
6. Не забывайте хвалить
– Нужно замечать даже маленькие достижения. И не только говорить "молодец", но и обеспечивать любой тактильный контакт (обнимать, кружить, гладить по голове). Он в восприятии ребёнка будет считаться похвалой и подкреплением его инициативы говорить, – комментирует логопед. – Для ребёнка важно, чтобы эмоции были яркими и об этом знала не только мама: можно рассказать о достижениях папе, бабушке, друзьям. Но только не просите демонстрировать! Не давите на ребёнка.
7. Ограничивайте экранное время
– Время, которое ребёнок проводит за любыми гаджетами, нужно свести к минимуму, – советует эксперт. – Эти правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Если мама разрешает просмотр телевизора только 15 минут днём, то в её отсутствие ничего меняться не должно.
– Самостоятельно речевой негативизм пройти не может, поэтому родителям пригодятся терпение и позитивный настрой, – подводит итог эксперт. – Занятия с логопедом и дома помогут со временем преодолеть проблему и освоить навыки речевой коммуникации.