Сегодня парфюмерам не хватает фиалки и нероли, которые обычно поставляет Европа

Рассказываем, как выбрать профессионального парфюмера, как создаётся аромат и с какими трудностями сталкиваются мастера
Сегодня парфюмерам не хватает фиалки и нероли, которые обычно поставляет Европа
Tara Winstead / Pexels
Создание аромата – очень сложный процесс.

Многие западные модные бренды, которые в том числе занимались и выпуском парфюмерной продукции, сегодня ушли из России. В этих условиях активизировались индивидуальные парфюмеры. 

Как найти профессионала

– Раньше таких специалистов вы могли найти исключительно за границей, например, посетив Францию и заказав формулу у частного парфюмера за 2000–5000 долларов, – подчёркивает Валерия Нестерова, парфюмер, основатель бренда VN Perfumes и Школы Парфюмерного Искусства. – А сейчас это можно сделать и не покидая России, причём гораздо более доступно и аналогичного качества. У профессионала должно быть профильное парфюмерное образование. Ведь невозможно научиться создавать формулы самостоятельно, не зная базы, не понимая, как работать с ингредиентами, в каких пропорциях их смешивать, чтобы это было безопасно и происходило красивое раскрытие ароматов. Плюс обязательно изучите портфолио мастера – те ароматы, которые уже есть в его коллекции. Если вам нравится их стиль, то вы без опаски можете сделать ему заказ. 

Как создаются индивидуальные ароматы

В процессе создания парфюмерной композиции есть несколько важных стадий и моментов, которые нужно учесть.

– Сначала нужно понять идею, лейтмотив, чему парфюм будет посвящён. Далее специалист перекладывает идею на язык ароматов. Соотносит её с нотами, которые будет использовать, – рассказывает эксперт. – После того как формула составлена, происходит смешение ингредиентов, обычно на весах. Получается такой пузырёк с концентратом, которому нужно время на созревание. Оно занимает от недели до 10 дней, далее концентрат разводится спиртом, водой, фильтруется и снова остаётся на мацерацию (настаивание. – Прим. ред.) примерно на одну неделю. Таким образом, разработка аромата занимает порядка двух недель. 

Однако существует и так называемая отработка формулы в вариантах, на это может уйти ещё несколько недель и даже месяцев. В это время парфюмер доводит формулу до идеала. 

– Этот процесс можно сравнить с пошивом одежды у портного: мастер работает над запросом заказчика, представляет аромат на дегустацию клиенту и доводит формулу до совершенства. Вот ещё почему индивидуальный аромат не может стоить дёшево, – подчёркивает Валерия Нестерова. – Цены на индивидуальную парфюмерию колеблются от 5000 рублей до 100 000–200 000 рублей. От чего это зависит? Во-первых, от компетенции мастера. Во-вторых, от времени, которое вкладывает парфюмер в разработку. В-третьих, многое зависит от сырья... Есть дешёвые ингредиенты – порядка 20 евро за килограмм, как, например, бензилацетат. А есть более дорогие, как эфирное масло нероли, которое стоит более 40 000 евро за 1 кг. 

Масло нероли стоит очень дорого.
SakSa / Shutterstock
Масло нероли стоит очень дорого.

Ситуация сегодня

Трудности у парфюмера могут возникать периодически.

– Чаще всего это связано с повышенным спросом на какое-либо сырьё: если в год выпускается определённое количество продукции, а производство расходует его быстрее, – уточняет парфюмер. – Также могут возникать сложности с ингредиентами ввиду официального запрета на их применение. В таком случае поставщики снимают его с продажи. При этом химики, которые занимаются синтезом новых молекул, находят альтернативные варианты на замену заблокированному. 

Сегодняшняя обстановка в мире вызывает именно такие трудности для парфюмеров в России.

– Сейчас наблюдаются сложности с поставками абсолюта фиалки из Франции, а также нероли, – говорит Валерия Нестерова. – Это связано с ограниченным производством сырья (примерно 60 тонн в год). Есть альтернатива привозить из Египта, но качество сырья, произведённого там, – другое. Поэтому адаптировать формулы парфюмерам, заменяя ингредиенты разного происхождения, будет сложно.

Советы эксперта. Какие ноты будут актуальны этой весной:



– Популярны различные цветочные оттенки и полутона. Ноты, которые имитируют звучание лепестков жасмина и розы, с фруктовыми или акватическими аспектами.


– Возрастает спрос на необычные ингредиенты. Это могут быть ноты семян моркови, экстракта виски, ноты со звучанием ботвы томата... Парфюмеры хотят их протестировать и ввести в формулу аромата, чтобы поразить рынок небанальными сочетаниями.

Читайте также: