Московская Арт Премия посвящена современному искусству и трактует его максимально широко: это не только творения современных художников, но и архитектура и кино. Всего номинаций, как и лет премии, пять: "Изобразительное искусство и архитектура", "Музыка", "Кино", "Театр", "Литература". Заявки на участие в этом году подали 700 авторов. Критериев для отбора было три: произведения должны быть созданы в Москве, по заказу городских институций или просто рассказывать о столице. Так что у каждого, кто придёт на выставку номинантов, есть шанс понять, как современность видят художники, писатели, композиторы и режиссёры. На это не всегда просто, но как минимум любопытно смотреть. Тем более что в числе номинантов будут и настоящие мэтры современного искусства, например, Франсиско Инфанте и Константин Звездочётов.
Metro рассказывает о нескольких авторах и их работах.
Иван Коршунов
Эта работа была нарисована художником для передвижного арт-проекта "Всякие сказки", и не особенно сложно понять, что здесь обыгрываются мотивы сказки "По щучьему велению". Картина входит в триптих художника вместе с работами "Каша из топора" и "Не простое". Сегодня Иван Коршунов входит в двадцатку самых дорогих российских художников. Он много работает в технике гиперреализма и часто использует фотографию как основу для своих работ. Коршунов пытается осмыслить настоящее через прошлое, поэтому часто пишет на библейские темы, осмысляет таинство рождения и смерти через поп-культурные образы, совмещая граффити с академическими приёмами, а реалистичное изображение – с аллегориями и условностями.
Егор Кошелёв
Егор Кошелёв – выпускник отделения монументальной живописи МГХПА им. С. Г. Строганова, кандидат искусствоведения, а также художник, чьи работы попали в коллекции Третьяковской галереи, ММОМА, Русского музея, музея "Царицыно". Это работа из серии "Гештальт художника или внезапная ретроспектива", в которой обыгрывается одна из сквозных тем творчества Кошелёва – образ художника. По его словам, "название серии уводит от удушающей серьёзности высказывания" – в творчестве Кошелёва много сатирических и игровых интонаций. Он использует цитаты из истории искусства от Ренессанса до стрит-арта, сочиняя искусствоведческие ребусы.
Нестор Энгельке
Нестор Энгельке – сын и внук известных петербургских архитекторов и искусствоведов. После окончания архитектурного факультета Академии художеств он стал практикующим архитектором и часто строил из дерева. Интерес художника к современному искусству соединяется в его работах с любовью к дереву, которая позволяет ему увидеть красоту в любом заборе. "Дерево живое, это кусок плоти, – говорит художник. – Вот просто лежит ветка, и мне интересно найти ей место в жизни человека". Энгельке придумал технику "деревописи": бумагой для художника стало дерево, а карандашом – топор. Художник создаёт рисунок, вырубая штрихи и линии на деревянной поверхности. Энгельке называет себя "членом Общества вольных лесорубов", а свои работы – "протоживописью" и "протоскульптурой".
Франсиско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова
"Порталы" – это серия из 20 произведений. Слово "портал", происходящее от латинского porta и в переводе означающее "ворота", соединяет в представлении авторов два пространства, природное и художественное, одно из которых переходит в другое. Эта идея вылилась в пейзажные снимки, сделанные через специально созданные для проекта инсталляции. Художники реализовали свой проект в летнем подмосковном пейзаже на берегах Москвы-реки.
"Иногда достаточно посмотреть сквозь проём в пространстве, по ту сторону, чтобы соприкоснуться с чем-то иным, – объясняет Инфанте-Арана. – Мы лицезреем сквозь нашу структурную решётку уголки знакомого нам земного бытия. Обычный пейзаж благодаря смоделированному нами порталу обретает новые смыслы и планы".
Алексей Комов
Главный архитектор Калуги, первый вице-президент Союза архитекторов России Алексей Комов в своих работах изображает триумфальные арки – свои любимые объекты, как спроектированные и установленные им за последние годы в разных городах России, так и существующие пока только в замыслах. Сквозь триумфальную арку, которая мыслится автором как портал в архитектурное завтра, на каждой из картин виден маяк, освещающий путь в это будущее.