Сюжетом картины "Обращение Владимира в христианство" художник сделал эпизод из "Повести временных лет": греческий монах-философ показывает князю и его приближённым изображение Господнего судилища, где весёлые праведники идут в рай, а грешники отправляются на вечные муки. Под впечатлением от увиденного дядя Владимира – рыжебородый Добрыня – всплёскивает руками, дружинники в ужасе подаются вперёд и сильнее сжимают рукояти своих мечей, а сам князь сидит насупившись и сжав руку в кулак.
Это полотно выпускник Академии художеств Григорий Седов написал в качестве своей дипломной работы. Преподаватели по достоинству оценили новый реалистичный подход к изображению исторической темы: в противовес западноевропейской традиции художник изобразил встречу князя с монахом в русских палатах, а не в средневековом замке, а его герои носят длинные бороды и шапки с соболиным мехом, а не короны, шляпы с перьями или горностаевые мантии. На картине тщательно прописаны детали: орнаменты стен, ковров и скатерти, расшитые золотом и драгоценными камнями костюмы.
За свою картину Седов получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и пенсионерскую поездку по лучшим музеям Европы.
– Картина абсолютно музейного уровня – и по мастерству, и по вниманию к деталям, – говорит директор аукционного дома ARTinvestment.RU Егор Молчанов. – Она привлекает не только своим сюжетом, но и размером – 143,5×196,5 см. Интересно, что на долгие годы след этого полотна был утерян – до последнего времени, пока картину не стали атрибутировать, только тогда стало ясно, что это та самая утраченная работа художника.
Опознать потерянный шедевр Григория Седова удалось только в 2010 году, когда в Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова поступило полотно с неустановленным авторством. Исследования показали полное совпадение особенностей построения красочного слоя и цветовой гаммы, деталей костюмов и интерьера, формы рук и головы на этой картине и эталонных образцах творчества Седова из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В левом верхнем углу картины эксперты отмечают незначительный надрыв холста, а на обороте плотна – следы реставрации.
По мнению организаторов аукциона, учитывая, что сохранившихся работ Григория Седова совсем не много и большинство из них находится в музейных собраниях, повторное открытие полотна “Обращение Владимира в христианство” имеет большое значение для мира искусства. Ранее мы рассказывали о другой, не менее ценной картине кисти Сильвестра Щедрина “Вид на озеро Альбано в окрестностях Рима", которую на старте торгов оценили в более чем 27 млн рублей.
Судьба картины Седова определится 15 сентября, когда завершатся торги. Однако учитывая, что на момент написания этой статьи максимальная ставка на торгах составляла 7 млн рублей из запрашиваемых 38 млн, можно предположить, что работа Седова останется у прежнего владельца. Увидеть полотно вместе с другими лотами аукциона можно в галерее ARTinvestment.RU по адресу: Гороховский переулок, 7. Вход свободный.
СправкаГригорий Седов родился в 1836 году в Москве, в семье торговцев мясом. Заметив необычные способности мальчика к рисованию, родители отдали его в Училище живописи и ваяния, а затем Седова приняли в Академию художеств. После выпуска художник три года провёл в Париже, где из-за болезни ослеп на один глаз. За границей он написал одну большую работу “Христос в темнице” и образ Пресвятой Троицы в куполе алтаря парижской православной церкви. В 1870-м вернулся в Россию, участвовал в росписи церкви Святой Троицы у Покровских ворот и храма Христа Спасителя. За картину “Иоанн Грозный и Малюта Скуратов” Седову присвоили звание академика живописи. Среди других значимых его работ – “Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву” и “Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем”. Умер художник в 1884 году, не дожив до 50 лет.