До главного праздника страны – Нового года – осталось чуть больше месяца. В столице уже вовсю идут работы по украшению улиц и парков, а в магазинах давно имеется в наличии всевозможный праздничный ассортимент. Однако может случиться так, что неизменнный и любимый всеми атрибут зимних празднеств – живая рождественская ель – может оказаться далеко не в каждой московской квартире.
Санкции, введённые многими странами против России, затронули практически все сферы жизни россиян. В частности, выяснилось, что определённая доля новогодних ёлок, ранее поступавших в продажу на российский рынок, являлась импортной и поставлялась преимущественно из Европы. Теперь же, когда логистические цепочки оказались нарушены и поставки значительно сократились, по сообщению РБК, специалисты прогнозируют резкий дефицит ёлочной продукции на рынке и её ощутимое подорожание. Но так ли это?
По словам Владислава Пухарева, генерального директора компании "Ёлки.ру", импорт рождественских елей из Европы (в частности из Дании и Польши) действительно всегда имел место быть. Но эти деревья, как правило, относятся к сегменту уровня "премиум", а их количество от общего числа продаж в Москве и Санкт-Петербурге составляет 5–10%. В нынешней ситуации, когда санкции нарушили цепочки поставок и ввели ограничения на вывоз, такой товар ожидаемо будет поставляться куда в меньших количествах и значительно вырастет в цене из-за трудностей, связанных с доставкой. Так что, например, датская пихта для заинтересованных покупателей в конце года может обойтись дороже на внушительные 70%.
Раз доля импорта в ёлочном сегменте составляет порядка 5%, это значит, что подавляющее большинство новогодних ёлок на новогодние базары будут привезены из регионов России. Есть ли в таком случае у продавцов и поставщиков основание существенно повышать цены на предлагаемый ими товар? И будет ли он дефицитным?
– Основной объем ёлок на новогодних базарах – это отечественные ели и сосны, а значит, ни о каком дефиците для простых граждан речи не идёт. Резкого подорожания, как в случае с импортным товаром, тоже не предвидится. Поскольку расходы на транспортные услуги, упаковку и прочие косвенные моменты выросли, то цены на новогоднюю ель тоже вырастут, но не критично, в пределах 10%. К тому же ассортимент на сегодняшний день достаточно широк и каждый покупатель сможет найти что-то подходящее по своему бюджету, – поделился с Metro Владислав Пухарев.
В пресс-службе Департамента торговли Москвы жителей столицы попросили не беспокоиться по поводу дефицита ёлок и ждать открытия ёлочных базаров. Не видят возможности какого-либо попадания главного новогоднего атрибута в список труднодоступных предметов и столичные питомники, где разводят ели на продажу. Сотрудница одного из таких питомников Оксана поделилась ситуацией на данный момент. По её словам, заказов стало ощутимо меньше – люди всё-таки стали больше экономить на празднике, однако проблем с реализацией российских деревьев у них не предвидится.
– Пока у нас нет проблем, потому что сейчас ситуация такова, что заказов меньше, чем у нас есть ёлок, – рассказала Metro Оксана. – Сейчас частные лица и организации по экономическим соображениям отказываются от пышных праздников и усиленно экономят на новогодней атрибутике – на ёлках в том числе. Если ровно год назад у нас было, к примеру, 100 заказов, то теперь от силы двадцать. То есть ёлки то есть, их просто никто не берёт. Что касается количества и проблем с логистикой, то это больше забота тех питомников, которые работают с европейскими елями, для которых нужны разные импортные наполнители, разные аксессуары и прочее. Вот для них это проблема. Мы работаем с отечественным сырьём, и оно имеется в наличии. Поэтому если и реализуем ёлок меньше, то только по причине падения спроса. Цены повышать не планируем.
Несмотря на общее падение спроса во многих отраслях, особо громкого обвала в продажах ёлок также никто не ждет. Как-никак Новый год – это волшебный праздник родом из детства, которого в стране ждут, как ничто другое. А какой праздник без украшенной хвойной красавицы? С этим мнением солидарны и обычные жители Москвы, которые ради особой атмосферы готовы искать варианты и даже выложить дополнительные деньги.
– Мы с женой предпочитаем ставить живую ель каждый год. Это своего рода традиция, да и в доме становится уютно, – рассказал репортёру Metro маркетолог Игорь. – Пока мы далеки от мысли, что цена на живую ель на ёлочном базаре будет такой, что мы не сможем себе позволить её купить. Насколько она может вырасти? На 500 рублей? На 1000? Это, конечно, неприятно, но ради праздника, если есть возможность, переплатить можно. Всё же такая покупка делается раз в году. Время сейчас неспокойное, пусть хоть ёлка останется символом добра и мира в нашем доме.