Самый известный в мире уличный художник получил одобрение от своего отца, когда тот умирал

В столице показали документальный фильм про автора граффити-рисунка Майи Плисецкой на улице Большая Дмитровка
Самый известный в мире уличный художник получил одобрение от своего отца, когда тот умирал
кадр из фильма
Эдуардо Кобра.

На днях завершился фестиваль современного документального кино Beat Film Festival, который стал для многих его поклонников путеводителем по уличному искусству. В этот раз нам привезли историю граффити-артиста планетарного масштаба. Разноцветные муралы (рисунки на зданиях огромного масштаба) Эдуардо Кобры можно увидеть в Лос-Анджелесе, Токио, Риме. Но документалка переносит нас не в эти города, а на родину творца – в Сан-Паулу. 

Граффити бразильского художника Эдуардо Кобры в Рио-де-Жанейро.
Константин Чалабов / РИА "Новости"
Граффити бразильского художника Эдуардо Кобры в Рио-де-Жанейро.

С первых секунд хочется поставить "лайк" за саунд-дизайн (музыкальное сопровождение) – кинокартина начинается со звука встряхиваемого баллончика с краской. Посвящённые в стрит-арт-культуру оценят. Шум машин, дребезжание велосипедной цепи, даже шаги и взмахи ресниц выделяются на протяжении всего фильма, заглушая порой монологи героя и добавляя его репликам атмосферы. Например, когда Эдуардо рассказывает о застреленных у него на глазах друзьях, раздаётся громкий выстрел. 

Отдельно стоит выделить визуальный ряд: динамично построенный, почти рубленый монтаж с разных ракурсов показывает крупным планом проходящих мимо арт-объектов бразильцев – глаза, кисти рук, движения ног и сам город – то лестницу рядом со школой, то бетонные джунгли Сан-Паулу, то городские забегаловки на уровне багажника велосипеда. Пролетая над одним из самых густонаселённых городов мира, понимаешь, что без ярких работ Кобры он так бы и остался уныло-серым.

Граффити с изображением балерины Майи Плисецкой на фасаде дома на ул. Большая Дмитровка.
Агентство "Москва"
Граффити с изображением балерины Майи Плисецкой на фасаде дома на ул. Большая Дмитровка.

Но перенос игры цвета с работ Эдуардо в сам фильм только раздражает, а не создаёт впечатление, что фильм выполнен в технике художника: чередование чёрно-белых и цветных кубиков, квадратов, резко меняющееся с красного на синий освещение отталкивают и заставляют усомниться в подлинности редких архивных кадров. Вдруг это просто "глюк" на экране или "битый" файл? И непонятно, почему так мало фрагментов из личного архива главного героя. Они не сохранились? Кобра не снимал самого себя? А если не снимал, то почему? 

Монологи Кобры кажутся немного выдуманными – потому что нет героев, нет того самого "комьюнити" друзей или знакомых, которое рассказало бы о нём чуть больше, чем он сам. В конце концов, жена, встретившая его в состоянии тяжёлой депрессии и тотального одиночества, пережившая с ним за 15 лет брака множество неурядиц, показана одним кадром. Почему?

Эдуардо Кобра – автор самого большого рисунка в мире площадью более 2500 квадратных метров, высотой 15 метров и шириной 171 метр.
Константин Чалабов / РИА "Новости"
Эдуардо Кобра – автор самого большого рисунка в мире площадью более 2500 квадратных метров, высотой 15 метров и шириной 171 метр.

Самая пронзительная история за весь фильм – об отношениях отца и сына. Папа Эдуардо Кобры никогда не показывал свою любовь к нему, считал его творческие устремления постыдным занятием. Суровый отец "простил" увлечение, находясь уже на смертном одре. Только после смерти отца Эдуардо узнал, что тот коллекционировал газеты с публикациями его рисунков (но эти вырезки, кстати, нам не покажут, как и другие архивные материалы, которые украсили бы фильм). 

Получилась поверхностная зарисовка художника, который всего уже достиг, но так и не смог по-настоящему рассказать о своей боли – каково жить с постоянным непониманием и неприятием твоего искусства со стороны семьи и общества. 

Больше всего меня смутила фраза, брошенная Эдуардо Коброй во время интервью: "Если бы у меня был выбор, я бы здесь (перед камерой) не находился". Значит ли это, что всё, что он сказал, – неискренне? Вопрос остаётся открытым. 

Фильм вышел больше не про самого Эдуардо Кобру, а про Сан-Паулу. Пока его смотрела, изъёрзалась на стуле – тяжесть переживаний Эдуардо, его нежелание раскрываться перед камерой передались через экран. И при этом разочаровалась – я так и не узнала, как он нашёл свой стиль.