"ШАР", что является сокращением от "Школы аниматоров и режиссёров", – это и производственная студия, и мастерская для режиссёров и аниматоров. 30 лет назад студия была создана мэтрами российской мультипликации Фёдором Хитруком ("Винни Пух", "Каникулы Бонифация"), Юрием Норштейном ("Ёжик в тумане", "Сказка сказок"), Эдуардом Назаровым ("Жил-был пёс", "Приключения капитана Врунгеля") и Андреем Хржановским ("Жил-был Козявин", "Нос, или Заговор "нетаких").
По задумке создателей, преподавание в школе организовано по модели обучения времён эпохи Возрождения, когда мастера и подмастерья работают вместе, подмастерья учатся и впоследствии становятся мастерами.
До презентации работ выпускников студии мы заглянули в мастерские, где шла работа над новым анимационным фильмом, снимающимся в технике перекладки. Изучили специальный станок, состоящий из пяти-семи стеклянных уровней. Нижние закрашены, в кадре это будет фон. На верхних стеклянных поверхностях "одушевители" приводят в движение целлулоидные фигурки анимационных героев. Работа это кропотливая. В секунде вмещается 25 кадров, и каждый кадр надо "оживить". В среднем на станке мультипликатор в день делает 2 секунды анимации, которую потом увидит на экране зритель.
Мультфильмы выпускников студии "ШАР"
"Хармс" Светланы Андриановой
(премия "Белый слон", номинация на "Золотой орёл" и др.)
Мультфильм "Хармс" – это по сути иллюстрация нескольких рассказов и стихов Даниила Хармса, воспевшего абсурд как язык искусства. Для каждого произведения репрессированного в августе 1941 года автора, закончившего свою жизнь в тюрьме, Светлана Андрианова выбрала свой визуальный язык. Здесь можно найти отсылки к супрематизму, в котором все реальные вещи заменяют геометрические фигуры. Одна из историй рассказана символами из языка схем и таблиц. Героями мультфильма становятся даже печатные строчки из произведений Хармса, буквы и слова в которых умудряются захлопываться, как чемодан, и с досадой плеваться.
– Работа над фильмом шла более 4 лет, делала я его самостоятельно, мне хотелось попробовать совершенно разные техники. Можно сказать, у меня возник спортивный интерес, – говорит Светлана Андрианова. – Это был своего рода вызов себе и своей фантазии.
"Ручей, бегущий в горы" Александра Храмцова
(Лучший короткометражный фильм Фестиваля в Суздале — 2024 и др.)
Героями лиричного, практически монохромного бессловесного мультфильма "Ручей, бегущий в горы" стали юная девушка, некий кавалер, который увёз красавицу из родных гор в шумный город и собака, больше похожая на волчка, из пасти которой то и дело вырывается солнце. Этот пёс следует за героиней и, когда в итоге находит её в городской суматохе, самым неожиданным образом возвращает девушку на малую родину... оставив у ног её городского кавалера лишь сапог с прекрасной ножки.
По словам автора, этот мультфильм о возвращении и тоске по родине был навеян рассказом "Блюз для Натэллы" Сергея Довлатова, поэтому и местом действия стала Грузия.
– Но главного героя, нашего пса, у Довлатова нет, – уточнил Александр Храмцов. Его супруга Юлия, помогавшая на проекте как художник, добавила: "Это один из наших четырёх псов, Миша – самый глупый и простой из всех наших собак. Он и послужил прообразом для героя мультфильма, стал неким духом гор".
"Светлые души" Анастасии Жакулиной
(Гран-при Фестиваля в Суздале — 2023, номинация на "Золотой орёл" и др.)
Годом ранее Гран-при на фестивале российского анимационного кино в Суздале взял фильм "Светлые души" Анастасии Жакулиной. В основе картины одноимённый рассказ Василия Шукшина про работягу-водителя Мишу и его жену Еню. Миша пропадает, развозя зерно по сёлам, а Еня ждёт его жаркими летними днями, скучая по вниманию и ревнуя любимого к машине, которой он уделяет больше времени, чем ей.
– Я решила, что в фильме сделаю акцент на свет и "игру актёров", – рассказала Анастасия Жакулина. – В период подготовки к производству я долгое время снимала тени деревьев, какие-то блики, мне хотелось найти правильное ощущение, определённые деревенские мотивы и передать всё это в своей картине.
"Полынь-25" Нади Гольдман
(главный приз Фестиваля в Выборге и др.)
Главная героиня анимационного фильма "Полынь-25" молодая женщина, у которой есть и муж, и даже любовник, нет только счастья. В причинах неспособности быть счастливой сложно разобраться, возможно, это детские фобии и травмы, и мы видим героиню, которая ребёнком застряла в лифте и, видимо, до сих пор не может выбраться из его тёмных оков.
– Полынь – это не только растение. Звезда Полынь известна как предвестник апокалипсиса, кроме того, физики так называют атомную бомбу. У этого слова много значений, и это совсем не претенциозное название, – поясняет название Надя Гольдман. – Над сценарием фильма я начала работать, когда мне исполнилось 25 лет, именно поэтому "Полынь-25".