Самые большие ударные кратеры на Земле остались от метеоритов, погубивших всё живое

Накануне в Австралии был обнаружен кандидат на самый большой в истории ударный метеоритный кратер. Он образовался в результате падения астероида, который мог убить всё живое на планете
Copyright (c) 2019 Kit Leong/Shutterstock. No use without permission.
Аризонский кратер не является самым большим, но он один из самых известных. Его диаметр – больше 1100 метров.

На портале ScienceDirect было опубликовано исследование австралийских учёных, в котором они делают вывод, что геологическое образование Дениликуин на юго-востоке Австралии в штате Новый Южный Уэльс могло появиться из-за падения гигантского метеорита, образовавшего кратер диаметром свыше 500 километров. Если это так, катаклизм стал причиной древнего ордовикско-силурийского массового вымирания 450 миллионов лет назад. Тогда Австралия не была отдельным континентом, а входила в состав суперконтинента Гондвана. Metro рассказывает, какие ещё смертоносные камни прилетали из космоса на Землю в прошлом.

Топ-5 самых крупных ударных метеоритных кратеров на планете

1. Кратер Вредефорт

Структура находится в 120 километрах от Йоханнесбурга в ЮАР. Диаметр образования приближается к 300 километрам. Учёные считают, что астероид, который образовал этот кратер, был самым большим из когда-либо упавших на Землю, его диаметр составлял порядка 10 км. Падение произошло примерно 2 млрд лет назад.

Окрестности кратера Вредефорт.
Copyright (c) 2020 Dylan Barnes/Shutterstock. No use without permission.
Окрестности кратера Вредефорт.

2. Кратер Садбери

Ударный кратер в канадской провинции Онтарио появился более 1,8 млрд лет назад в палеопротерозойской эре, когда упала комета или астероид. Удар создал кратер около 248 км в диаметре.

Природа и виды в районе кратера Садбери в Канаде.
NelzTabcharani316 / Copyright (c) 2018 NelzTabcharani316/Shutterstock. No use without permission.
Природа и виды в районе кратера Садбери в Канаде.

3. Кратер Чиксулуб

Находится на полуострове Юкатан в Мексике, его название с местных диалектов переводится как "демон клещей". Диаметр кратера – 180 км. Многие учёные считают, что метеорит, образовавший структуру, упал более 66 млн лет назад и убил динозавров. Его диаметр – 10 км. Мощность выделенной энергии при падении – 100 тератон тротила (термоядерная "Царь-бомба" была в 2 млн раз слабее). Падение метеорита привело к массовому вымиранию на планете, так как повлекло землетрясение на всей Земле, цунами и ядерную зиму.

Сейчас в районе Чиксулуба рай на земле, а 66 млн лет разверзся ад.
Julio Alcocer / Copyright (c) 2019 Julio Alcocer/Shutterstock. No use without permission.
Сейчас в районе Чиксулуба рай на земле, а 66 млн лет разверзся ад.

4. Кратер Попигай

Находится в нашей Сибири. Диаметр — около 100 км, глубина — 200 метров. Образовался в результате падения астероида примерно 35 млн лет назад, который стал причиной эоцен-олигоценового вымирания на планете.

Попигайский кратер находится в российской Сибири.
maps.google.com
Попигайский кратер находится в российской Сибири.

5. Кратер Маникуаган

Образование располагается в канадском Квебеке, появилось после падения 5-километрового астероида примерно 215 млн лет назад. Диаметр кратера – 100 км.

Сейчас кратер Маникуаган в Канаде используется как водохранилище.
maps.google.com
Сейчас кратер Маникуаган в Канаде используется как водохранилище.

Как рассказал Metro старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов, по оценкам специалистов, раз в 100 млн лет на Землю падают астероиды диаметром больше 1 км. Их скорости относительно Земли обычно составляют 5–10 км в секунду, хотя максимально возможная скорость – около 70 км в секунду, и при столкновении с поверхностью планеты вся их кинетическая энергия переходит в тепловую – происходит взрыв.

– Специалисты посчитали, что глобальную катастрофу несут тела от полутора километров в поперечнике, поэтому все перечисленные кратеры неминуемо влияли на жизнь на всей планете, –  сказал эксперт. По его словам, при падении таких "небесных камней" поднимается много пепла, серы, они разносятся по Земле плотным пылевым облаком, и на планете воцаряется ядерная зима на несколько лет.

По словам палеонтолога и популяризатора науки Ярослава Попова, за 4 млрд лет существования жизни на Земле было пять "великих вымираний". Но лишь одно из них, вызванное падением астероида Чиксулуб, было глобальным, обратил внимание собеседник.

– Есть подозрения, что и другие массовые вымирания могли быть вызваны падением астероидов и комет, но это не подтверждено наукой, – заметил эксперт. По его словам, другие падения точно вызывали локальные и периодические вымирания видов в конкретной области земного шара.

Кстати, по оценке некоторых специалистов, после падения астероида Чиксулуб на Земле вымерло 35–40% морских видов и порядка 25–30% видов сухопутных.