В Саудовской Аравии строят отдельную галерею для самой дорогой картины мира

Экспонировать полотно "Спаситель мира" стоимостью 450 млн долларов не решился ни один из крупных музеев. Metro разбиралось в причинах
В Саудовской Аравии строят отдельную галерею для самой дорогой картины мира
Jozef Klopacka/Shutterstock
Картине "Спаситель мира" выделят отдельный культурный центр.

Если музей не подходит к картине

В собственность наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда Ибн Салман картина перешла на аукционе Christieʼs в 2017 году. За это время вопрос её экспонирования обсуждался с несколькими музеями, однако ни один из них не согласился выставлять картину. Основная причина – авторство да Винчи не признают на все сто процентов.

Теперь картину "Спаситель мира", приписываемую Леонардо да Винчи, можно будет увидеть в Саудовской Аравии. Сейчас специально для неё в провинции Эль-Мадина строится культурный центр.  

Саудиты вышли из положения с восточным размахом – шедевр разместят в отдельной галерее, открытие запланировано на 2024 год. 

От 45 фунтов стерлингов до 450 млн долларов

Картина изображает Иисуса Христа и датируется началом  ХVI века.  Помимо звания "самого дорогостоящего" полотно может смело претендовать на попадание в "тариф экономный". С  ХVII века работа считалась утерянной, но в ХХ веке её нашли и выставили на аукционе под авторством одного из учеников Леонардо да Винчи. Тогда лот ушёл за 45 фунтов стерлингов. 

В 2007 году после завершения реставрационных работ эксперты заключили, что “Спаситель мира” является подлинником Леонардо. В 2013 году её купил российский олигарх Дмитрий Рыболовлев за 127,5 миллиона долларов и через четыре года продал за рекордную сумму в полмиллиона. 

Однако, несмотря ни на что, ведущие эксперты и музейные специалисты не торопятся признавать авторство гения Возрождения.

"За" и "против"

Искусствовед Вера Лагутенкова приводит три довода в пользу того, что картина принадлежит кисти Леонардо.

– Первое – это синий цвет. Современные художники пользуются красками, которые они выдавливают из тюбика, а мастера прошлого перетирали свою краску каждый самостоятельно из минералов и других источников пигмента. У каждого художника есть особый оттенок. Красный тициановский, жёлтый Ван Эйка. Синий на картине характерен для Леонардо, – поясняет эксперт.

Вторым критерием можно назвать композицию.

– Расположение фигуры самого Христа, количество высоты фона – сверху, справа, слева, снизу. Сам вписанный фон. И характерная леонардовская техника сфумато (техника с использованием размытых контуров), похожая на лёгкую туманную дымку, – рассказывает Лагутенкова.

Третьим доказательством служит изображение руки Спасителя. Движение кисти идентично с другими портретами мастера, включая знаменитые руки Моны Лизы.

Аргумент против авторства Леонардо да Винчи серьёзнее. Однозначный ответ "да, это он" не может дать экспертиза. Неоднократно проводился спектральный анализ, ультрафиолетовый, красочный, но стопроцентное подтверждение не получено.

Скандалы, которые преследуют произведение, по мнению Лагутенковой, служат не доказательством его подлинности, а наводят на мысль, а действительно ли это шедевр? Но при этом прекрасно помогают пиару.

– Построить для картины отдельное помещение очень грамотный шаг. С его помощью можно привлечь внимание зрителей, а также дать возможность открытой оценки. В любом случае это инфоповод, – говорит она.