История о том, как 29-летний сотрудник вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов придумал первую советскую компьютерную игру, будоражит людей по всему миру. Всех тут же очаровал образ учёного, который помимо основной деятельности программирует на рабочем компьютере первую видеоигру, ностальгируя по играм своего детства. И даже сорок лет спустя с того момента, как тетрис был окончательно спрограммирован, киноделы, разработчики игр и многие другие люди вдохновляются простым человеком, который уверенно шёл к своей мечте. Но как появление тетриса изменило мир видеоигр?
Отвечая на этот вопрос, научный сотрудник философского факультета МГУ, руководитель профиля "Гейм-дизайн" в Институте бизнеса и дизайна Александр Ветушинский отмечает, что тетрис был важной вехой в истории видеоигр.
– В конце восьмидесятых годов начинается критика видеоигровой культуры, потому что видеоигры очень распространены. Их критикуют за то, что они якобы не помогают детям взрослеть и вообще это детское увлечение, из которого надо вырастать. И тут возникает тетрис, который демонстрирует интеллектуальный геймплей, – поясняет эксперт.
По его словам, ажиотажа появлению тетриса на западном рынке прибавил и тот факт, что игру позиционировали как первую созданную за железным занавесом. Что, конечно, лишь увеличивало интерес аудитории к продукту.
– И когда люди бегут посмотреть, что же это за игра из Советского Союза, они обнаруживают, что это головоломка. Тут же, понятное дело, начинаются разговоры о том, что в СССР игры не разлагают население, а, наоборот, содействуют их интеллектуальному развитию. И начинается хайп, – добавляет Ветушинский.
Он подчёркивает, что именно на волне этого интереса все участники западного видеоигрового рынка начинают думать, как бы использовать шумиху вокруг тетриса себе во благо. Так, по словам эксперта, ключевой игрок рынка, компания "Нинтендо", даже предпринимает поездку в СССР для получения прав на тетрис у Академии наук.
– После тетриса появились целая куча подражателей, обилие жанров и большой спрос на такого рода интеллектуальные игры с достаточно динамичным геймплеем. И, как известно, "Тетрис Компани" до сих пор процветает и здравствует, – отметил он.
При этом Ветушинский уточняет, что тетрис не совсем обычная игра из-за отсутствия в ней сюжета и вообще какого-либо посыла.
– В тетрисе трудно со смысловым наполнением, но, конечно, с точки зрения жанров влияние тетриса на видеоигровую индустрию есть. И даже больше того, уже чуть больше десяти лет мы живём в условиях казуальной революции. То есть в ситуации когда видеоигры становятся общедоступными для людей без игровых компьютеров и консолей и играть сейчас может кто угодно. И если мы посмотрим на историю таких игр, общедоступных, с минимальным порогом входа, то мы увидим, что тетрис одна из культовых игр. Он был казуальной игрой до того, как появился такой термин, – подытожил эксперт.