"Руслан и Людмила" не только рыцарская повесть, но и кровавая история низменных страстей

Художник Алексей Дмитриев показал мрачную сторону поэмы Пушкина на выставке "Дела давно минувших дней в стиле road movie". Репортёр Metro оценил работы
"Руслан и Людмила" не только рыцарская повесть, но и кровавая история низменных страстей
Из личной коллекции Алексея Дмитриева.
Карлик-колдун Черномор.

Театральный художник Алексей Дмитриев начал карьеру книжного иллюстратора с "Острова сокровищ" шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. За 22 года он оформил известные всему миру "Три толстяка" и "Путешествия Гулливера", а иллюстрации к поэме “Руслан и Людмила” последняя серия работ, которая представлена в библиотеке им. А. С. Тургенева до 19 июня. 

Руслан возвращается с Людмилой из замка Черномора после победы.
Василий Кузьмичёнок.
Руслан возвращается с Людмилой из замка Черномора после победы.

На выставке выставлены десятки готических работ иллюстратора: погружённые во мрак персонажи контрастируют с привычными и красочными иллюстрациями школьных учебников: зловещий карлик-колдун Черномор с красными, хищными глазами, черноволосая русалка, целующая окровавленного Рогдая, и мёртвый богатырь Руслан, убитый Фарлафом. 

Мёртвый богатырь Руслан.
Из личной коллекции Алексея Дмитриева.
Мёртвый богатырь Руслан.

Большинство иллюстраций к поэме “Руслан и Людмила” художник изобразил в мрачных тонах, и это неспроста. 

– Поэма полна кровавых поединков, смертей, предательства, магии и коварства… А многих её персонажей обуревают низменные страсти. "Руслан и Людмила" – страшная поэма, – считает Алексей. – Когда у тебя из опочивальни зловещий колдун Черномор похищает невесту, то весёлого в этом мало.

Русалка целует Рогдая, которого только что убил Руслан.
Из личного архива Алексея Дмитриева.
Русалка целует Рогдая, которого только что убил Руслан.

Вселенная "Руслана и Людмилы" у Алексея сконцентрировалась в образе учёного кота. 

– Книга начинается с условного изображения вселенной: бесчисленное количество звёзд и бесконечная чернота космоса, которые, сгущаясь, концентрируются в образе кота с ярко-жёлтыми глазами, ступающего на первые страницы книги. В конце книги я как бы закольцовываю историю: кот продолжает своё движение, и мы видим ускользающий кошачий хвост. Получается, что начало приведёт нас к концу, а конец снова приведёт нас к началу. Такая вот повторяемость, как и в поэме, в которой кот днём и ночью ходит по цепи кругом, – добавляет иллюстратор.

Учёный кот Пушкина.
Из личного архива Алексея Дмитриева.
Учёный кот Пушкина.

Работа над каждой книгой занимает у Алексея минимум полгода. Художник в своих иллюстрациях использует свой метод работы над театральными декорациями – взгляд с разных точек зрения, многомерность, которая показывает читателю "объёмную" картинку. 

– К работе я подхожу как театральный художник: перед тем как начать рисовать, я читаю произведение несколько раз и потом всегда задаю вопрос: "А что меня интересует в этой книге прямо сейчас?". И потом начинаю искать ответ не только в тексте, но и внутри себя, – рассказывает он. – Параллельно изучаю эпоху или исторический момент, который запечатлел писатель в своём произведении.

Колдун Черномор в своём замке.
Василий Кузьмичёнок.
Колдун Черномор в своём замке.

Иллюстратор использует разные техники: рисует акварелью, карандашами, тушью и гелевыми ручками. Чтобы проиллюстрировать "Руслана и Людмилу", Алексей решил совместить классический подход и современные инструменты.

– Изначально я хотел нарисовать иллюстрации к поэме Пушкина графитным карандашом с минимальным количеством цвета, но заказчик не согласился с такой стилистикой. Я начал думать, как, сохранив стиль, "деликатно" добавить в иллюстрации больше красок. Так я решил рисовать иллюстрации на графическом планшете.