Руки в красном, кровать над лицом, рыба в вёдрах и выстрелы – студенты творят искусство

Студенты, ищущие себя в направлении "Современного искусства", выдержали два часа себя в перформансе и перформанса в себе. Такой экзамен
Руки в красном, кровать над лицом, рыба в вёдрах и выстрелы – студенты творят искусство
Ирина Бабкина
Юлия Шлёнская вышла на пикет.

Студентам-художникам, прошедшим обучение на блоке у Марии Антонян "Перформативные медиа" в Школе современного искусства, обозначили тему – "Сказки про завтрашний день". 

Дали время – 120 минут с корректировками. Задача: перформанс. 

Рассказываем, что у них получилось. 

1. Дарья Клементьева – "2 х 2"

Художница много сотен раз повторила признанную истину. Чтобы понять, что сподвигло её проделать это упражнение, обратились к описанию перформанса, которое подготовил автор. А там цитата Джорджа Оруэлла про свободу. 

Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, то всё остальное отсюда следует.
Джордж Оруэлл, "1984"
Дарья Клементьева выводит красным фломастером "2 х 2 = 4".
Ирина Бабкина
Дарья Клементьева выводит красным фломастером "2 х 2 = 4".

 2. Юлия Шлёнская – "ЗАВТРА НИЧЕГО НЕ ПОМЕНЯЕТСЯ"

Юлия выступила с одиночным пикетом. Чтобы окружающие не забыли, что это перформанс, художница обозначила границы своей работы (видимо, солью) и написала на плакате "Это не искусство" (при этом вдоль всей границы перформанса валялись распечатки разных художественных произведений). В описании своей работы Юлия разместила цитату Воланда. 

Как же, как же. Я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свёл с ума, доказывая, что меня нету! 

3. Аксана Прутцкова – "ЗАВТРА БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ"

Эта работа запросто была способна вызывать мурашки по коже. Художница изучала желание вымыться, когда охватывает чувство стыда. У этого эффекта есть название "синдром Понтия Пилата". В течение 120 минут Аксана Прутцкова погружала и мыла руки в алой жидкости – хотя и был момент, когда ассистент вытирал ей кисти полотном. Но руки, а потом и условное полотенце становились всё стыдливо краснее и ярче. 

Аксана Прутцкова моет руки в красной жидкости.
Ирина Бабкина
Аксана Прутцкова моет руки в красной жидкости.

4. Катя Бобкова – "ТАК СЛОЖИЛОСЬ"

Мимо этого перформативного высказывания можно было пройти и не заметить, а можно было на него буквально наткнуться. Кажется, кто-то пришёл с багажом и, рассматривая работы, забыл о нём. Но, внимательно присмотревшись, видишь намёк – хвост автора. Тянуть за него не требуется. Автор всё равно не покажется ближайшие 40 минут. Никакого поясняющего текста автор к своей работе не оставил. Просто так сложилось.

Присмотритесь! И вы не пройдёте мимо художника.
Ирина Бабкина
Присмотритесь! И вы не пройдёте мимо художника.

5. Мария Челнокова – "ОТТЕПЕЛЬ"

Дано: два ведра, пакет с рыбой, белое полотно, нитка. 

Художница со знанием дела перебирала рыбу. Одну за одной. Запах распространялся по залу, тем самым привлекая зрителей (кого-то и отталкивая, конечно). Художница не торопилась, вёдра постепенно наполнялись. Процесс изменился, когда Мария взяла нить и начала нанизывать тушки на неё. Действие медитативное, гипнотическое. Забываешь, что в японских сказках "рыба" – символ зла и смерти. 

Мария Челнокова зафиксировала оттепель.
Ирина Бабкина
Мария Челнокова зафиксировала оттепель.

6. Маргарита Журавлёва – "ПОД КРОВАТЬЮ"

Будущее пугает. Кто-то говорит о неизвестности, кто-то о нестабильности, кто-то о неизбежности. Работа Маргариты Журавлёвой про неизбежность. "Завтра рано или поздно настанет. Спрятаться не удастся", заявляет Журавлёва в подготовленном тексте.

Когда 120 минут истекли, художница, проанализировав, призналась: "Какой-то опыт случился..."

Маргарита Журавлёва провалилась под кровать.
Ирина Бабкина
Маргарита Журавлёва провалилась под кровать.

 7. Радмила Мигулина – "МОРТИРА"

Этот перформанс пробивал даже тех, кто не подошёл и не погрузился в суть дела. Ты плавно перетекаешь от работы к работе по залу, уходишь в себя, общаешься с гостями... И вдруг гул толпы прервал выстрел. Не понимая, что произошло, ты невольно ищешь ответ. Оказываешься около девушки в белом костюме. Напротив фотограф с камерой на штативе. После очередного снятого кадра на девушке появлялся след от выстрела, а по одежде текла кровь. В описании работы значилась одна фраза: "Казнить нельзя помиловать".

Выстрел!
Ирина Бабкина
Выстрел!