Студентам-художникам, прошедшим обучение на блоке у Марии Антонян "Перформативные медиа" в Школе современного искусства, обозначили тему – "Сказки про завтрашний день".
Дали время – 120 минут с корректировками. Задача: перформанс.
Рассказываем, что у них получилось.
1. Дарья Клементьева – "2 х 2"
Художница много сотен раз повторила признанную истину. Чтобы понять, что сподвигло её проделать это упражнение, обратились к описанию перформанса, которое подготовил автор. А там цитата Джорджа Оруэлла про свободу.
Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, то всё остальное отсюда следует. Джордж Оруэлл, "1984"
2. Юлия Шлёнская – "ЗАВТРА НИЧЕГО НЕ ПОМЕНЯЕТСЯ"
Юлия выступила с одиночным пикетом. Чтобы окружающие не забыли, что это перформанс, художница обозначила границы своей работы (видимо, солью) и написала на плакате "Это не искусство" (при этом вдоль всей границы перформанса валялись распечатки разных художественных произведений). В описании своей работы Юлия разместила цитату Воланда.
Как же, как же. Я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свёл с ума, доказывая, что меня нету!
3. Аксана Прутцкова – "ЗАВТРА БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ"
Эта работа запросто была способна вызывать мурашки по коже. Художница изучала желание вымыться, когда охватывает чувство стыда. У этого эффекта есть название "синдром Понтия Пилата". В течение 120 минут Аксана Прутцкова погружала и мыла руки в алой жидкости – хотя и был момент, когда ассистент вытирал ей кисти полотном. Но руки, а потом и условное полотенце становились всё стыдливо краснее и ярче.
4. Катя Бобкова – "ТАК СЛОЖИЛОСЬ"
Мимо этого перформативного высказывания можно было пройти и не заметить, а можно было на него буквально наткнуться. Кажется, кто-то пришёл с багажом и, рассматривая работы, забыл о нём. Но, внимательно присмотревшись, видишь намёк – хвост автора. Тянуть за него не требуется. Автор всё равно не покажется ближайшие 40 минут. Никакого поясняющего текста автор к своей работе не оставил. Просто так сложилось.
5. Мария Челнокова – "ОТТЕПЕЛЬ"
Дано: два ведра, пакет с рыбой, белое полотно, нитка.
Художница со знанием дела перебирала рыбу. Одну за одной. Запах распространялся по залу, тем самым привлекая зрителей (кого-то и отталкивая, конечно). Художница не торопилась, вёдра постепенно наполнялись. Процесс изменился, когда Мария взяла нить и начала нанизывать тушки на неё. Действие медитативное, гипнотическое. Забываешь, что в японских сказках "рыба" – символ зла и смерти.
6. Маргарита Журавлёва – "ПОД КРОВАТЬЮ"
Будущее пугает. Кто-то говорит о неизвестности, кто-то о нестабильности, кто-то о неизбежности. Работа Маргариты Журавлёвой про неизбежность. "Завтра рано или поздно настанет. Спрятаться не удастся", заявляет Журавлёва в подготовленном тексте.
Когда 120 минут истекли, художница, проанализировав, призналась: "Какой-то опыт случился..."
7. Радмила Мигулина – "МОРТИРА"
Этот перформанс пробивал даже тех, кто не подошёл и не погрузился в суть дела. Ты плавно перетекаешь от работы к работе по залу, уходишь в себя, общаешься с гостями... И вдруг гул толпы прервал выстрел. Не понимая, что произошло, ты невольно ищешь ответ. Оказываешься около девушки в белом костюме. Напротив фотограф с камерой на штативе. После очередного снятого кадра на девушке появлялся след от выстрела, а по одежде текла кровь. В описании работы значилась одна фраза: "Казнить нельзя помиловать".