Утром 16 июня шестеро заключённых следственного изолятора № 1 Ростова-на-Дону выбили оконную решётку в своей камере, проникли в дежурную часть и взяли в заложники начальника оперуправления подполковника Александра Богму и младшего инспектора дежурной службы Виктора Кончакова, сообщили в региональном ФСИН.
"Мы — моджахеды"
Захватив заложников, нападавшие, вооружённые ножами, пожарными топорами и резиновыми дубинками (которые, вероятно, отобрали у надзирателей) записали видеообращение, в котором выдвинули требования. Бородатый мужчина в чёрной повязке на голове заявил, что "моджахеды "Исламского государства" (запрещённая в России международная террористическая организация. — Прим. ред.) захватили централ" и что их группу "подготовил сам Всевышний Аллах своими знамениями", а они просто "поставили кафирам (неверным. — Прим. ред.) условия". На записи также видны оба заложника. К одному из них "моджахеды" обращаются по имени и просят поделиться эмоциями. "Люди настроены серьёзно", — говорит тот.
Из шестерых нападавших трое — "опытные" террористы. Шамилю Акиеву, Тамерлану Гирееву и Азамату Цицкиеву вменяют участие в ИГИЛ и подготовку теракта в здании Верховного суда в Карачаево-Черкесии в декабре 2023 года. В марте их приговорили к 18 годам "строгача". Один нападавший является фигурантом уголовного дела об изготовлении и незаконном хранении взрывчатки, ещё двое попали в СИЗО за разбой и грабёж.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы, заключённые планировали захват заложников несколько месяцев, а их действия координировались извне. При этом кураторам каким-то образом удалось передать в изолятор холодное оружие, атрибутику ИГИЛ и средства связи.
Ближе к полудню с территории СИЗО раздались выстрелы. Представители ФСИН сообщили, что переговоры с террористами ни к чему не привели (с ними общался даже местный имам) и спецназ начал штурм. Все шестеро захватчиков были убиты, а заложники — освобождены. Они в порядке.
Слишком много вопросов
По мнению правозащитницы Евы Меркачёвой, одной из причин случившегося стала халатность.
— В версию, что один из террористов просто выдавил решётку и таким образом оказался на свободе, я, честно говоря, до конца не верю. Конечно, в этом СИЗО всё старое и ветхое, но не до такой же степени! К тому же там масса других препятствий: сигнализация, видеокамеры. И если заключённые содержались в разных камерах, то как выбрались остальные? Соответственно, он раздобыл ключ и открывал камеры, где находились его сподвижники. Откуда он узнал, кто из них в какой камере? Масса вопросов.
По словам Меркачёвой, к столь опасным преступникам должны применяться максимально строгие меры содержания, а они будто в детском лагере находятся.
— Настолько халатно просто не может быть, но по факту это так.