Штопор, бочка, переворот по вертикали – это не про очередные посиделки за бокалом с девочками. Все эти фигуры высшего пилотажа умеет делать пилот Алексей Иванов. Но для постановки рекорда он выбрал самый сложный элемент – "петлю Нестерова". Предыдущий рекорд насчитывал 11 петель, но Алексей "переплюнул" его и сделал 12 – одна за другой.
"Петля Нестерова" – проверка на прочность, ведь человек испытывает колоссальные перегрузки. Первые попытки выполнить эту фигуру высшего пилотажа ещё на заре авиации почти всегда приводили к гибели пилотов, поэтому её и прозвали "мёртвой петлёй".
Полёт нормальный
Алексей Иванов – мастер спорта. В авиационных гонках выступает в классах "Самолёты с поршневым двигателем" и "Самолёты с реактивным двигателем". На этот раз в «напарники» он выбрал надёжную машину L-29 производства ЧССР.
Когда самолёт заходил на посадку – болельщики перекрикивали шум моторов. Сам Алексей казался спокойным и слегка уставшим.
– Я рад, что у меня всё получилось, техника и погода не подвели, – сказал он Metro. – Каких-то особенных эмоций, наверное, нет, потому что я заранее готовился и шёл к этому результату.
Своим рекордом Алексей хочет обратить внимание на российскую реактивную авиацию. В Советском Союзе до 1991 года существовали спортивные роты ВВС, где лётчики соревновались между собой, оттачивая мастерство в выполнении фигур высшего пилотажа.
– Сейчас есть и пилоты, и техника. Мне хотелось бы, чтобы все эти дисциплины в реактивной авиации были восстановлены, – отметил он.
Небо, земля и снова небо
При виде вращающегося в воздухе самолёта возникает ощущение, что пилоты либо бесстрашные, либо вообще не люди.
– Весь страх полностью под контролем, – объяснил Алексей. – Существует определённый порядок действий в различных ситуациях, который я знаю наизусть.
Что касается перегрузок, то это действительно тяжелейшее испытание для организма. При выполнении мёртвой петли перегрузка может достигать 6G, то есть на пилота давит сила, которая в шесть раз превышает вес его тела.
– На реактивном самолёте петли гораздо длиннее, чем на других типах самолётов. Но если много летать и тренировать выносливость – организм привыкает. После 12 петель я чувствовал себя прекрасно, лёгкая усталость – не более того.
Вот такие они, суровые российские пилоты.
– Когда только зарождалась авиация, Россия была одна из первых и в плане авиастроения, и в плане полётов, – уверен Алексей. – Российский лётчик Пётр Нестеров первым выполнил мёртвую петлю, положив начало мировой истории высшего пилотажа. До сих пор наши пилоты считаются одними из лучших в мире.