Невозможно себе представить любую музыкальную сказку без волшебных звуков ксилофона, маримбы или глокеншпилей. В нашей стране эти инструменты производит только "Форте". Клавишные ударные этого предприятия звучат в Большом театре, Московской консерватории, Государственном академическом Мариинском театре Санкт-Петербурга. Естественно, что и в музыкальных школах дети обучаются на инструментах, сделанных на этой фабрике.
– В прошлом году мы изготовили 372 инструмента для музыкальных школ, 39 – для российских театров и музыкальных коллективов и ещё около 600 – для учеников и студентов музыкальных учреждений, – рассказал Metro основатель и директор ООО "Форте" Алексей Рахманов. – Спрос на наши инструменты растёт с каждым годом, в 2021 году он увеличился более чем на 50%, но не хватает площадей и рабочих рук. Когда построим новую фабрику, сможем нарастить производственные мощности и расширить ассортимент. Планируем начать выпуск виброфонов, трубчатых колоколов, а также металлофонов и ксилофонов для детских садов, после чего есть задача наладить производство литавр. Все эти инструменты сейчас никто в России не делает.
Землю под строительство новой фабрики для "Форте" без торгов предоставила Москва при поддержке столичного Департамента инвестиционной и промышленной политики (ДИиПП). Новый производственный комплекс по изготовлению ударных музыкальных инструментов площадью около двух тысяч квадратных метров появится в районе Соколиная Гора.
В общем, по словам руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александра Прохорова, в 2021 году город уже выделил свыше 10 га земли в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов.
В столице также появятся технопарки, приборостроительный комплекс. Ожидается, что в общей сложности реализация десяти новых проектов позволит создать в городе свыше 1200 рабочих мест.
Сейчас на фабрике "Форте" трудятся Алексей Рахманов и двадцать мастеров. От работников не всегда требуется знание нотной грамоты, но наличие музыкального слуха – вещь необходимая. Каждая отдельная клавиша инструмента требует точной настройки на специальном оборудовании. Окончательное звучание ксилофонам и маримбам придают старший настройщик Вячеслав и сам Алексей Рахманов – не только промышленник, но и дипломированный музыкант. А работа с ксилофонами – его семейное дело.
– В 1979 году я был в пионерском лагере, и там возникла мечта стать барабанщиком. Когда я вернулся – попросил родителей отвести меня в музыкальную школу. Но там было требование – помимо учёбы на барабане освоить игру на ксилофоне. Первый мой ксилофон был плохого качества, издавал фальшивые и некрасивые звуки, играть на нём было мучением. И, чтобы я не разочаровался в своей мечте, отец сделал копию импортного ксилофона и на день рождения подарил мне великолепный инструмент! Он сделал его в гараже своими руками, с любовью. Об этом стало известно среди музыкантов, и начали поступать заказы. В 1991 году я присоединился к работе отца и открыл частное предприятие "Форте". В этом же году мы разработали нужный полимер, который смог заменить в качестве материала для клавиш маримб и ксилофонов не растущее у нас дерево палисандр. Подобрали и металлический сплав для глокеншпилей.
"Форте" в своей работе не использует иностранные материалы, на 99% продукция состоит из российских компонентов и узлов.
– Станки и специальное оборудование для производства клавиш разрабатываем мы вместе с работниками. На нашем предприятии мы создаём и внедряем новые технологические процессы.Строительство новой фабрики планируем делать за свой счёт, – рассказал Metro музыкант и предприниматель Алексей Рахманов. – Инструменты "Форте" по качеству звука и внешнему виду превосходят зарубежные аналоги и находят всё больший спрос в других странах. В этом году шесть процентов продукции ушло на экспорт, а участие в международных конкурсах музыкантов, играющих на наших инструментах, увеличивает интерес к продукции "Форте". Наращивание экспорта входит в наши планы.
На предприятии нередко можно увидеть детей. Приходят сыновья и дочки рабочих. У старшего мастера Максима, который на "Форте" уже 10 лет, двое сыновей и дочка. Старший сын уже пробует помогать, как и сын Алексея. Дети большинства сотрудников ходят в музыкальные школы. Учатся играть не только на клавишных ударных, но и на других инструментах, и в этом берут пример с Максима, который помимо ксилофона владеет гармонью, гитарой и балалайкой. У предприятия есть свой ансамбль, в котором выступают и взрослые, и дети. Сейчас они осваивают совсем новый продукт "Форте" – пятиоктавную маримбу.