Олег Кононенко и Николай Чуб вместе с астронавтом NASA Трейси Дайсон удачно приземлились в окрестностях казахского Жезказгана.
60-летний Кононенко стал первым человеком в мире, который пробыл в околоземном пространстве 1111 суток (чуть больше трёх лет) по суммарной длительности космических полётов.
О своих достижениях он говорит очень скромно: "Космос – это не арена для спорта. Это работа. Как можно привыкнуть к старту ракеты? Когда вы сидите на таком количестве тонн топлива, которое будет подожжено, и вы с большим ускорением полетите в космос. К этому привыкнуть нельзя".
Коллега Олега Кононенко – бортинженер Николай Чуб, который летал в космос в первый раз, – теперь тоже рекордсмен. Космонавты проработали на МКС дольше всех остальных.
Агрессивная невесомость
С какими вызовами сталкиваются космонавты во время длительного пребывания на орбите, поделились герои документального фильма "Выжить в космосе", снятого телеканалом "Наука". Слетать на МКС сегодня под силу и космическим туристам пенсионного возраста, и работникам киноиндустрии. Орбитальная станция хорошо оборудована, и на ней есть всё необходимое для длительного пребывания: индивидуальные каюты, туалет, тренажёрный зал, библиотека и видеотека, разнообразное меню и даже мини-теплица со свежей зеленью. Но опасность и сложность профессии космонавтов остаются порой за кадром многочисленных трансляций с МКС.
Живущим на Земле людям невесомость кажется удивительной и притягательной. Но с медицинской точки зрения это неестественная и агрессивная среда, к встрече с которой подготовиться практически невозможно. Не существует таких тренировочных центров, где удалось бы на 100% смоделировать невесомость, с которой человек сталкивается в космосе. И даже когда организм адаптируется, это порождает новую проблему – отсутствие привычных нагрузок. Невесомость медленно убивает мышцы космонавтов, и убила бы совсем, если бы не ежедневные тренировки.
– Беговая дорожка – это одно из основных средств профилактики, – говорит лётчик-космонавт, Герой России, бортинженер МКС Сергей Волков, проведший 547 суток в космосе. – Если на велосипеде или на силовом тренажёре мы занимаемся через день, то с беговой дорожки начинается каждое утро. Эта такая же дорожка, как в обычном спортзале, только для имитации силы тяжести мы используем "сбрую", которая с помощью крюков крепится к системе притягов.
Невесомость влияет и на систему кровообращения – происходит перераспределение крови в верхнюю часть тела. Для улучшения её циркуляции космонавты используют вакуумный комплект "Чибис" и нагрузочный комбинезон со смешным названием "Пингвин".
Но, даже несмотря на все приспособления, мышцы космонавтов настолько атрофируются, что их работоспособность снижается более чем на 40%.
– Для полного восстановления функций организма в дополётное состояние требуется столько же времени, сколько проходил сам полёт, – говорит Андрей Борисенко, лётчик-космонавт, Герой России, проведший 337 суток на орбите.
В мечтах о Красной планете
На борту МКС организм космонавта получает дозу радиации, в 220 раз превышающую земную, которая впоследствии снижает продолжительность жизни на несколько лет.
А ещё есть психологические факторы: разлука с близкими, смена дня и ночи каждые 45 минут, постоянное нахождение в замкнутом пространстве. За год человек может не только впасть в депрессию, но и заработать серьёзное психическое расстройство. Именно поэтому в ЦУП работает специальная группа психологической поддержки.
Несмотря на всё это, человек научился выживать в холодном, неприветливом и чрезвычайно опасном космосе. А рекорд наших космонавтов стал для человечества важным рубежом. Ведь впереди осуществление таких амбициозных планов, как освоение Марса. Одна только пилотируемая миссия на Красную планету займёт порядка 500 дней.