Олимпиада – часто история про преодоление. Поэтому бронза 31-летней российской саночницы Татьяны Ивановой как золото. Личная победа над травмой лодыжки, которую спортсменка из Чусового (Пермский край) получила незадолго до Олимпиады. Два месяца она ходила на костылях и одновременно зарабатывала путёвку в Пекин – через боль, слёзы, сомнения. В неё не верили даже врачи, а она всё равно показывала отличные результаты на соревнованиях. Великая саночница из Германии Натали Гайзенбергер не удержалась, подошла к ней до Олимпиады и восхищённо сказала: "Ты даже с такой ногой побеждаешь!" Metro пообщалось с Татьяной о её подвиге после того, как она вернулась в Пермский край из Пекина.
Блестящая карьера
Татьяна родилась в семье саночника Ивана Иванова. Однако до 12 лет занималась горнолыжным спортом, пока не переключилась – отец настоял. В 2010 году Татьяна завоевала золото чемпионата Европы в одиночном разряде, опередив немок Коринну Мартини и Нину Райтмайер. Такого успеха у отечественных саночниц не было с 1974 года! До этого континентальное золото 16 лет брали исключительно немки. А в 2014 году Иванова стала серебряным призёром Олимпийских игр в Сочи (эстафета).
– Так как завоевала тогда свою первую олимпийскую медаль, была безумно счастлива, – рассказала Metro Иванова. – Это же классно, что на домашней трассе мы стали вторыми!
После этого успеха стало понятно, что в Пхёнчхане может быть новый триумф русских женских саней. Иванова наращивала обороты, брала медали чемпионатов мира и Европы. Однако Международный олимпийский комитет (МОК) не пригласил россиянку в Пхёнчхан. Это стало для неё большим разочарованием.
– От Пхёнчхана до сих пор мурашки по коже, – вздыхает она. – Было ощущение несправедливости. В голове роились вопросы: "Что, почему?!" Я прошла все суды, меня оправдали. Обиду испытывала, было очень тяжело. Но так вот сложилось. К тому же не только меня не допустили до корейских соревнований.
В такой ситуации встал вопрос, продолжать карьеру или заканчивать. Иванова решила остаться и не жалеет. Правда, всё могло быть зря – в ноябре саночница получила травму. Это произошло на этапе Кубка мира в... Пекине! Она зацепилась ногой за козырёк, ногу вывернуло от колена в правую сторону. Позже поставили диагноз – повреждение лодыжки с разрывом связок и трещиной в таранной кости.
Быть или не быть?
– Выступала в эстафете, ошиблась на кривой прямой. После финиша уже не могла идти, меня понесли. Потом было страшно, когда делали МРТ, КТ. Стоял вопрос – нужна операция или нет. Конечно, понимала, каким будет срок восстановления в случае операции... Либо я буду пробовать кататься уже в декабре, либо ходить в ортезе и не выступать.
Татьяна обратилась к лучшим специалистам. У неё были консультации у четырёх травматологов. Двое сказали, что выступать нельзя. Двое – что можно попробовать. Конечно, она послушала оптимистов.
– Они рекомендовали мне потихонечку наступать на ногу. Это был огромный шанс отобраться на Олимпиаду. У меня ещё не было квоты, нужно было её заработать. На меня надели ортез, я практически не снимала его, только когда в душ ходила. Даже спала в нём. Наступать на ногу было очень больно. Максимально держала её в покое, чтобы не навредить. Два месяца ходила на костылях и только перед вылетом в Пекин отказалась от них.
Иванова активно посещала тренировки, готовилась к крупным соревнованиям. Тренер носил ей сани на старт. С одним костылём она садилась, ехала. Второй костыль ей подавал врач на финише. Ей сделали специальную защиту на ноги, чтобы она не усугубляла травму.
– Поняла, что выступлю на Олимпиаде в Пекине, когда на Кубке мира стала третьей и по очкам заработала себе квоту – это было в январе.
Бронзовый триумф
В Пекин Татьяна летела с особыми чувствами. Олимпиада в Сочи была слишком давно. Она соскучилась по атмосфере.
– Ходила в Пекине везде, смотрела на всё с интересом. У нас была компактная деревня, соседей совсем немного. В доме, где жили, был медицинский кабинет. Врачи восстанавливали ногу, осуществляли процедуры. Растягивали связки, чтобы я не чувствовала дискомфорта на соревнованиях. Я даже бегала немного, разминалась перед гонкой.
К своему выступлению Татьяна Иванова старалась не относиться как к чему-то из ряда вон и своих тренеров просила "не изобретать велосипед".
– Я собиралась просто показать всё, на что способна, выжать из себя максимальный результат. И когда стала третьей, тренер сказал: "Это золотая медаль с бронзовым отливом". Я ждала восемь лет, и перед Олимпиадой – травма, это очень тяжело! Но я смогла выступить. Всё получилось! Немки меня поддерживали, а я – их. Когда упала Юлия Таубитц, я просто подошла к ней и обняла...
Позже Иванова выступила и в эстафете, но там было только четвёртое место.
– Все должны ехать в свою силу. Мы так и сделали. Но чего-то не хватило. Отрыв от бронзы был большой. Но так хотелось зацепиться ещё за медальку. Я потом смотрела видеоповторы, грубых ошибок ни у кого из нас не было, только по мелочам...
Медаль Зозули
В последний раз наша саночница выигрывала медаль на Олимпиаде в индивидуальном разряде 42 года назад. На Играх в Лейк-Плэсиде Вера Зозуля взяла золото – стала единственной в истории, кто выиграл все 4 заезда. Её преимущество получилось подавляющим – более секунды. Второй результат показала немка Мелитта Зольман – представители Германии и тогда считались одними из лучших.
Зозуля стала героиней СССР, благодаря той победе в Латвии построили современную санно-бобслейную трассу. Иванова тоже завоевала медаль при особых обстоятельствах.
– Узнала, что до меня медаль выигрывали аж в 1980 году, из новостей, – рассказала Татьяна. – Потом тренер сказал. Я об этом даже не думала. Почему такой перерыв? Во многих регионах тяжело со льдом, есть проблемы с уровнем подготовки спортсменов. Бывает и так, что есть трасса, но совсем мало спортсменов – как в Кемерово. Не всегда есть поддержка и от региональных властей. А те же немцы и австрийцы сейчас тренируются на трассах, где проводятся этапы Кубка мира. Конечно, им значительно легче.
По словам Татьяны, на некоторых трассах россиянки способны объезжать немок и даже выигрывать у них. Но в глобальном смысле состязаться с ними пока тяжело.
– Если говорить о стартовом разгоне, физике, то в этом немки нам явно уступают. Но в технике они далеко ушли. Немки знают, как перестроить сани под каждую трассу. Мы тоже знаем, но не всегда получается. Интересно, как им удаётся менять или дорабатывать сани таким образом, что получаются такие большие отрывы. На немок чуть ли не заводы работают, это классно. Они могут тестировать сани, потом говорить: "Ребята, у нас такие-то показатели, и мы бы хотели на столько-то их улучшить". Для нас же это всё пока лишь в мечтах.
Планы на будущее
Сейчас Татьяна чувствует себя хорошо, однако ей надо целиком восстановить подвижность ноги.
– Я не заканчиваю спортивную карьеру. А дальше – как пойдёт. Всё будет зависеть от здоровья. В нашем виде всё зависит от старта. Это один из основных компонентов. Если плохо стартовать, тяжело догонять остальных. Обратите внимание, первая шестёрка в мире сейчас очень быстро стартует...
После подвига в Пекине нет сомнений, что Иванова ещё проявит себя. Тем более что спорт – это её жизнь. Даже когда у неё появляется свободное время! Лишь ради своих крестниц она готова иногда забывать о своих профессиональных интересах.
– Люблю активный отдых – походы, сплавы. Нравится wap-сёрфинг. Только изредка хочется просто полежать, посмотреть телевизор, ничего не делать. Стараюсь также проводить время с крестницами. Одной 8 лет, другой полтора годика... С детьми очень классно!
Факты о герое
2 олимпийские медали
8 медалей чемпионатов мира (из них 1 – золотая)
15 медалей чемпионата Европы (из них 8 – золотых)
16 первых мест на этапах Кубка мира