Те, кто застал советские игрушки, наверняка вспомнят пианино в деревянном корпусе. Размер крошечный, а в остальном всё по-взрослому: крышка, под ней – чёрно-белые клавиши. Место его было на полках, где-то между плюшевыми медведями и пластмассовыми собаками.
Как оказалось, некоторые энтузиасты решились тащить подобный инструмент на сцену!
Музыкант с дипломом Уральской государственной консерватории Алина Ежакова искала собственный язык – экспериментировала. Однажды обнаружила неожиданное произведение: "Сюита для игрушечного фортепиано".
– Я довольно давно была увлечена американским композитором Джоном Кейджем. Много читала о нём и его творчестве. В один момент узнала, что у него есть "Сюита для игрушечного фортепиано". Я подумала – это как вообще? – удивлённо развела руками девушка. – Когда запись дослушала до конца, я уже была влюблена в этот маленький инструмент.
Дальше Алина погрузилась в теорию: изучила, кто и что исполнял на игрушечном пианино. Выяснилось, что хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить имена исполнителей, – в России так уж точно.
– Больше всего меня вдохновила Маргарет Ленг Тан – её называют королевой игрушечного фортепиано. В её репертуаре очень много современной музыки, написанной для этого маленького инструмента, – продолжила Ежакова.
Но теории для музыки мало – требуется инструмент. Сегодня советские "пианинки" найти можно, но в основном – на онлайн-сервисах продаж. И лишь некоторые сохранились в хорошем состоянии.
– Если в магазине находится что-то новое, то оно – на батарейке, а это уже не так интересно. Синтезированный, неживой звук. Сначала мне попался мини-рояль "Schoenhut" – пришлось его заказать из Германии. А позже нашла и советское "пианинко". Попросила продавца прислать фото молоточков, записать на видео, как оно звучит. В общем, дошло оно ко мне из Петербурга!
С тех пор концерты музыканта Ежаковой – это перформанс, где академическое мастерство сотрудничает с камерным, игрушечным. Этот звук требует внимания. Без сильной подзвучки ему не охватить тысячный зал. Зато магия рождения музыки становится ощутима, когда приглушён свет, вокруг тишина и всё внимание – на действия пианистки, сочетания тембров. Порой она заигрывает со слушателями...
– У меня есть игральный кубик и пьеса, разделённая на части. Когда я к ней перехожу на концерте, то определяю, какие части играть, подкинув кубик. Элемент случайности. Однажды на концерте мне пришла мысль предложить кому-то из гостей подкинуть кубик. Прошло хорошо – теперь это обязательный момент.
Алина проводит музыкальные перформансы не только в родном Екатеринбурге, а порой и выезжает с игрушечными инструментами на гастроли.
– Очень неудобно! В будущем я думаю заказать специальный чехол для переноски, потому что перевозка в чемодане не только приносит дискомфорт, а ещё и очень опасна для инструмента, – призналась она.
– Я могу и художником себя назвать, поскольку работа моя – на стыке искусств. Перформер или междисциплинарный художник, но я определяю себя как музыкант. Алина Ежакова, пианистка