По данным Наземного центра управления ИМБП, самочувствие членов экипажа хорошее, все системы работают в штатном режиме, выполнение программы продолжается
Межпланетный полёт очень сильно отличается от орбитального в плане психологических ощущений.
— Когда космонавт летает вокруг Земли, в поле его зрения всегда находится наша планета. Это якорь, который связывает его с тем миром, в котором он жил, рос, где живут его близкие. Улетая за пределы орбиты, космонавт теряет этот психологический якорь — за окном лишь чернота со стоящими на месте точками звёзд. Человек осознаёт, что если что-то случится, то эвакуироваться домой он не сможет, — рассказал телеканалу "Наука" заведующий Лабораторией психофизиологического обеспечения космических полётов ИМБП РАН Олег Рюмин. — Кроме того, в дальнем космическом полёте экипаж абсолютно автономен. Когда космонавты работают на орбите, почти все их действия координируются с Земли. Задержка же связи с Луной — 5 минут. В экстренной ситуации они могут решить всё. Поэтому в таком экипаже существенно возрастёт роль командира — ему придётся принимать решения и нести ответственность за команду.
По словам Рюмина, общение людей в сверхдлительном полёте напоминает кухню в коммунальной квартире. Здесь романтика космоса точно так же разбивается о "бытовуху".
— Я вырос в Ленинграде как раз в подобной коммуналке — у нас была кухня на шесть семей. Я хорошо помню: вроде бы дружно жили, но сегодня Евфросинья Ивановна с Екатериной Семёновной поругались, а завтра все снова идут смотреть телевизор к Евфросинье Ивановне, потому что он один на всю квартиру. Такое "коммунальное общение" происходит и в условиях космического полёта.
Эксперимент помогает понять, как ведут себя люди в пусть даже смоделированных стрессовых условиях, в составе смешанной по профессиональному и гендерному принципу команде.
— В этот раз состав экипажа достаточно уникальный — в нём больше женщин. И мы всё больше убеждаемся, что это было правильным решением, — пояснил специалист. — У меня и моего коллеги есть возможность личной переписки с членами экипажа.
Я всегда настраиваю их: "Я к вам не лезу, на мозги ежедневно не капаю". Но мы наблюдаем за ними, безусловно, и ежедневно заслушиваем доклады командира. Я периодически спускаюсь в центр управления, смотрю, как они двигаются, как взаимодействуют. Если происходит какая-то серьёзная ситуация, то мягко, дозированно вмешиваемся. Я не могу ими управлять, но в рамках аккуратных консультаций, советов действовать получается.
За время, проведённое в изоляции, экипаж уже выполнил такие операции, как стыковка транспортных кораблей, посадка лунного модуля, управление робототехническими средствами, внекорабельная работа на поверхности условной планеты и отработка нештатных ситуаций.
Как рассказала Metro научный координатор проекта SIRIUS-23, заместитель главного врача проекта ИМБП РАН и участница эксперимента SIRIUS-19 Стефания Федяй, действия экипажа получили высокую оценку со стороны учёных и специалистов института.
— За это время к "орбитальной станции" были отправлены три транспортных корабля, во время разгрузки которых были проведены исследования по влиянию 36-часовой депривации сна на психологическое состояние экипажа, на ряд биохимических и физиологических параметров. Проведены три "высадки" на лунную поверхность продолжительностью 72 часа с использованием систем виртуальной и смешанной реальности.
В эти периоды десантным отрядом экспедиции, состоящим из четырёх человек, использовался лунный взлётно-посадочный комплекс ЭУ-50 и модуль "Напланетная поверхность" со стендами гравитационной разгрузки. В каждый из трёх циклов осуществлялось по два выхода на поверхность парами. Ещё двое членов экипажа оставались в орбитальном комплексе для обеспечения контроля и безопасности.
Также успешно проведён ряд исследований по адаптации организма к условиям длительной изоляции.