Россияне продолжают считать профессию пилота самой опасной, это подтверждает статистика

Metro проконсультировалось у экспертов, действительно ли в профессии не спадает градус опасности или всё же россияне находятся в плену стереотипов, насмотревшись фильмов и сериалов про лётчиков
Россияне продолжают считать профессию пилота самой опасной, это подтверждает статистика
Pixbay.com
Регулярно 2% россиян называют профессию пилота самой опасной. Цифры из-за океана ставят её на третье место в списке самых смертоносных профессий

Цифры и факты 

С 2010-го портал Superjob  обращается к россиянам с вопросом, какую профессию можно назвать самой опасной. Список от года к году корректируется. Но пилоты стабильно сохраняют 2%. Масла в огонь подливает и Бюро статистики труда США. Чтобы выявить самые смертоносные профессии в стране, Бюро провело исследование, подсчитав, сколько смертельных случаев пришлось в 2019 году на 100 тыс. представителей одной специальности. В результате пилоты оказались на третьем месте. 

И опасная, и вредная

Действующие лётчики считают, что называть профессию пилота опасной не совсем корректно. 

– Строго говоря, пилот относится к группе не опасных, а вредных профессий, – рассказал Metro президент Профсоюза лётного состава России, действующий пилот самолёта Airbus A330 Мирослав Бойчюк. – Дело в том, что условия труда делятся на четыре группы по степени влияния на жизнь и здоровье работников: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. К опасным относится, например пожарный, который может погибнуть при тушении огня. Пилот же находится в группе вредных. 

В Росавиации подчёркивают, что вредная профессия всё равно связана с риском и опасностью. В пресс-службе организации рассказали Metro, что снизить показатели опасности позволяют "чёткое выполнение положений действующего законодательства в области воздушного права и федеральных авиационных правил". 

Что касается страхования жизни и здоровья пилотов, то оно, согласно требованиям Воздушного кодекса РФ,  является обязательным. Авиакомпании берут этот вопрос на себя.  

– В списке страховых случаев "смерть, инвалидность, травма в результате несчастного случая, – рассказали Metro  в страховой компании "Согласие". – Условия (сумма) зависит от пилотируемого судна. Например, страховка для лётчиков-испытателей стоит дороже.

Новые технологии не снизили ответственность

Сравнивая старые и современные фильмы, обыватель может заметить, что состав экипажа заметно изменился. Если раньше во время полёта в кабине находились командир, второй пилот, штурман, бортмеханик или бортинженер, бортрадист, то теперь технологии позволяют выполнять поставленные задачи вдвоём. 

– Нагрузка не исчезла, а изменилась, – пояснил Metro Бойчюк. – Раньше экипаж состоял из 4–5 профессионалов своего дела. Теперь же самолётом управляют двое: капитан и второй пилот. От этого выросла эмоциональная напряжённость. В кабине самолёта порядка 300 символов, которые необходимо контролировать. В прошлом 8–10 пар глаз одновременно просматривали все приборы, а теперь только 4. 

Но у тех, кто уверен, что технологии снизили ответственность и в принципе облегчили задачи пилотов до банального присутствия в кабине, есть серьёзный козырь в рукаве – автопилот. Кажется, риски минимальные, усилия незначительные. 

– Но ответственный пилот всегда "летит впереди самолёта", – подчеркнул Бойчюк. – Он контролирует ситуацию, показатели, управляя в том числе автопилотом. 

Здоровье и страхи  

Поскольку профессия остаётся в списке вредных, ответственность и напряжение велико, как и прежде, кандидаты и профессионалы  должны соответствовать ряду требований по физическому и психическому здоровью. При поступлении в учебное заведение и далее вступая на профессиональный путь, они проходят медицинскую комиссию и тестирование у психолога.