Роскошь суперлюкса Розы буквально давит на героиню, показывая, что её положение ей навязано

Мы продолжаем ежемесячную рубрику "Киноинтерьер". Эксперт проанализировала убранство легендарного затонувшего лайнера

В этом году юбилей отмечает оскароносная картина Джеймса Кэмерона "Титаник". В основе сюжета любовь аристократки Розы и пассажира нижней палубы Джека, который чисто случайно выиграл билет на корабль в карты. Их отношения возникают и развиваются на фоне трагического крушения гигантского лайнера, не пережившего встречу с айсбергом. В год 25-летия картины мы попросили дизайнера интерьеров Надежду Кузину взглянуть на каюту Розы профессиональным взглядом.

Роза. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Роза. Кадр из фильма.

Корабль, уверена эксперт, это основное действующее лицо в фильме. Можно даже сказать, что история любви – это только предлог, чтобы мы могли получше ознакомиться с "Титаником". 

– Это образец достижений начала 20-го века, и в фильме используются исторически правдоподобные интерьеры, – подчёркивает Надежда Кузина. – На настоящем "Титанике" кабины первого класса отличались друг от друга по размеру и количеству спальных мест. Более дорогие номера состояли из нескольких комнат, с размещением для слуг, отдельными санузлами и гардеробными. 

Роскошь "Титаника". На корабле было четыре самые роскошные кабины, по две на палубах B и C со входом недалеко от центральной лестницы. Всего две кабины (на палубе B) предлагались пассажирам как суперлюкс, то есть номера повышенной комфортности с променадом, потому что у каждой из них была частная палуба длиной 15 метров. Одну из кабин повышенной комфортности занимал совладелец пароходства, которому принадлежал Титаник, Джозеф  Брюс Исмей, во второй путешествовала американская миллионерша Шарлотта Дрейк Кардеза с сыном и свитой.

Частная палуба

Раньше чем саму каюту (которая покамест завалена тюками и неразвешанными картинами) мы видим отдельную палубу, которая идёт "в комплекте к номеру". Позднее Роза завтракает на ней вместе со своим женихом (его играет Билли Зейн).

– Тут важен не столько внешний вид палубы, сколько её наличие: она говорит о том, что Роза занимает одну из двух самых дорогих кабин на корабле, – отмечает Надежда Кузина. – В кадре плетёная ротанговая мебель, которая делает палубу похожей на садовую беседку. У мебели из ротанга есть ряд преимуществ: она лёгкая, материал долго служит и устойчив к влаге, поэтому она так уместна на корабле. 

Отдельная палуба. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Отдельная палуба. Кадр из фильма.
Завтрак на личной палубе. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Завтрак на личной палубе. Кадр из фильма.

Каюта

Героиня Кейт Уинслет с семьёй и женихом на время плавания занимает 3-комнатный суперлюкс В52-54-56 по левому борту. Эксперт напоминает, что интерьер гостиной был основан на реальной каюте С-55 в стиле неорегентства, которую на историческом "Титанике" занимала чета Штраусс.

У вас есть брат! Знали ли вы, что отчасти внутреннее убранство исторического лайнера было "срисовано" с интерьера "Олимпика", парохода-близнеца "Титаника", который плавал до 1935 года. После он был разобран, а элементы его интерьера до сих пор можно увидеть в британской гостинице "Белый лебедь". Их и копировали художники по декорациям фильма Джеймса Кэмерона.
Гостиная с электрокамином. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Гостиная с электрокамином. Кадр из фильма.

Интерьер суперлюкса, безусловно, роскошен.

– В спальне Розы мы видим геометричные стеновые панели и красную ткань на стенах с насыщенным золотистым рисунком, – замечает Надежда Кузина. – Формы панелей походят на неоренессанс, тяжёлые прямоугольные формы без позолоты. На мысли о ренессансе также наталкивает кровать с балдахином. Это не похоже на девичью спальню, но мы и не рассматриваем корабль как частный дом, а как гостиничный номер, где девушка проведёт лишь несколько дней. Роскошь давит, и, возможно, это сделано намеренно, так мы лучше понимаем причины попытки самоубийства героини в начале фильма – она живёт в мире, который ей навязан, и интерьер никак не связан с характером самой Розы, скорее, даже противоречит ему.

Джек в каюте Розы. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Джек в каюте Розы. Кадр из фильма.
Мать Розы. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Мать Розы. Кадр из фильма.

Гардеробная и та самая заколка с бабочкой

Интересной деталью интерьера в фильме стал и гардероб. Он также может многое сказать о характере и положении героини.

– Обратите внимание на то, какие вещи размещены в гардеробной: мы видим мужские рубашки, мужскую соломенную шляпу... – перечисляет дизайнер. – Отсюда мы делаем вывод, что Роза и её мать живут в одной кабине с женихом Розы. Получается, что самые интимные пространства, в которых она проводит время, доставляют ей дискомфорт: тяжёлый люкс в спальне, чужие вещи в шкафах.

Фрагмент гардеробной. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Фрагмент гардеробной. Кадр из фильма.

При этом, если обратить внимание на её личные вещи, они совсем другие.

– Мы видим довольно простое серебряное зеркало, игривую заколку для волос в форме бабочки, – обращает внимание Надежда Кузина. – Заколка особенно показательна. И тут мы говорим об очень важном моменте – о том, чего нет на передовом корабле "Титаник". Лайнер был построен и спущен на воду в годы, когда в Европе вовсю процветает ар-нуво – изысканный и прихотливый стиль со множеством природных мотивов, с неожиданными изгибами в форме "удар бича" (или "удар хлыста" – узор с плавными изогнутыми линиями. – Прим. ред.). На корабле мы ничего из этого не видим, но у нас есть эта заколка с бабочкой как раз в стиле ар-нуво. 

Та самая заколка в стиле ар-нуво. Кадр из фильма.
"Двадцатый Век Фокс СНГ"
Та самая заколка в стиле ар-нуво. Кадр из фильма.

"Конфликтный" корабль

Несмотря на историческую популярность ар-нуво, интерьеры кинолайнера отражают смешение стилей. 

– Разные комнаты в суперлюксе никак не сочетаются по стилю и вместе образуют хаос: использованы разные отделки дерева, разные ткани, разные формы, – подтверждает дизайнер интерьера. – На историческом "Титанике", кстати, каюты также были оформлены в разных стилях, от эпохи Возрождения до Людовика XV.  Это говорит о том, что общество настроено консервативно. Да, им нравятся новые технологии, но при этом они не готовы к новой эстетике и новым взглядам. Именно поэтому и в фильме жених Розы не понимает картины Дега, Моне и Пикассо, которые она везет с собой. 

Кстати, новый стиль ар-нуво сопровождается и эмансипацией женщин, напоминает Надежда Кузина, именно к ней так стремится Роза, поэтому она курит, раздевается и плюет с палубы в воду. Её родные этого не понимают, жених относится к ней снисходительно, так как это было не принято в прошлую эпоху. Из-за этого возникает конфликт. 

Читайте также: