Романтическое фэнтези "Три тысячи лет желаний" голливудского ветерана Джорджа Миллера покоряет сердце и ум

Визуально ослепительный фильм погружает в мир восточной сказки, сохраняя современный дух. На экране давно не было такой истории любви
Романтическое фэнтези "Три тысячи лет желаний" голливудского ветерана Джорджа Миллера покоряет сердце и ум
Courtesy of Metro Goldwyn Mayer Pictures Inc. / © 2022 Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc. All Rights Reserved.
Тильда Суинтон и Идрис Эльба в фильме "Три тысячи лет желаний".

Алетейя (Тильда Суинтон) – выдающийся учёный в области литературы. Она знает множество историй, но её собственная лишена красок. Она одинока, у неё нет детей и семьи. Обжёгшись когда-то с изменившим ей мужем, она заняла по жизни наблюдательную позицию. Однажды на конференции в Турции она видит в зрительном зале что-то пугающее и причудливое, какое-то нездешнее существо. Вскоре на базаре ей попадается простой стеклянный сосуд. Хотя ей предлагают безделушку роскошнее, она покупают приглянувшуюся вещь и ненароком её разбивает. Гостиничный номер заполняется громогласным голосом, и перед ошарашенной женщиной предстаёт самый натуральный джинн (Идрис Эльба). Он провёл в заточении три тысячи лет. Алетейе нужно загадать три заветных желания, чтобы подарить ему свободу. Вот только строгая умница утверждает, что совершенно довольна своей жизнью и никаких желаний у неё нет.

Кадр из фильма "Три тысячи лет желаний".
Elise Lockwood / © 2022 Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc. All Rights Reserved.
Кадр из фильма "Три тысячи лет желаний".

В возрасте за 70 Джордж Миллер снял “Безумный Макс: Дорога ярости” – высокооктановый взрыв мозга, лучший боевик десятилетия, в котором было в десять раз больше энергии, чем фильмах режиссёров, годящихся Миллеру во внуки. Фильм назвали идеальным феминистским, с чем до сих пор проблемы в фантастике. В основном мы видим чудо-женщин в чудо-трусах, размахивающих бейджем “сильная героиня, которая пришла доказать, что она не хуже мужчин”. А у Миллера просто молча жали на газ, не пытаясь никому ничего доказывать, и оказалось, что это единственный способ снять феминистское кино – действовать.

Сейчас Миллер снимает сериал о Фуриозе, которая затмила в “Дороге” самого Макса, а по ходу внезапно свернул на территорию, которая неофициально принадлежит литературе янг-эдалт (написанной про подростков для подростков), – романтическое фэнтези. “Она обычная женщина, а он древний джинн!”. Такую надпись легко представить на произведении, предназначенном поклонникам “Сумерек”. Но дело в том, что Миллер экранизировал повесть британской писательницы Антонии С. Байетт, а эта дама пишет в таком парадоксальном жанре, как интеллектуальный любовный роман. Можете себе такое представить? Язык Байетт очень плотный, насыщенный, иногда слишком красивый, между занятиями любовью персонажи рассуждают то о живописи Гейнсборо, то о психоаналитических теориях Юнга.

Миллер передал стилистику Байетт настолько хорошо, насколько вообще возможно визуализировать текст. Это даже не пиршество для глаз, а укол красотой прямо в мозг. Причём красота фильма создана старомодным способом – с помощью предметов. Больше всего это похоже на опус магнум советского классика сказочного кинематографа Александра Птушко, который соткал мир пушкинской фантазии из миллиона деталей, собирая для съёмок фильма предметы со всех краёв света: шёлк, дерево, слоновая кость… Тысячи фактур, сотни красок, громадная работа художников и костюмеров, а не это ваше плоское CGI, успевшее осточертеть нам к 2022 году. Мы скучаем по кино, сделанному руками! И Миллер нам его дарит.

Кадр из фильма "Три тысячи лет желаний".
Elise Lockwood / © 2022 Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc. All Rights Reserved.
Кадр из фильма "Три тысячи лет желаний".

Но что важнее, он дарит нам историю любви, которую мы очень давно не видели, а, возможно, не видели никогда. Магия здесь нужна лишь для того, чтобы замкнутая, скованная, испуганная женщина перестала наблюдать свою жизнь с задних рядов. Одним крупным глотком (камера задерживается на её шее) Суинтон передаёт то, что можно назвать переменой сердца. Мы не до конца понимаем, что именно произошло (пожалуй, это гениальное решение), но вот только что она уютно сидела в тени, роясь в чужих историях, а через миг выходит под софиты и становится главной героиней собственной жизни.

Смотрите фильм в прокате с 8 сентября.